Легендарной царице приписывают божественное происхождение. Она была дочерью Деркето, греческой версии сирийской богини Атаргатис. Эта богиня была неким женским аналогом Дагона, бога мира, урожая и плодородия. Деркето изображали с головой, грудью и руками женщины, а остальное тело было рыбьим. Согласно труду Диодора Сицилийского «Историческая библиотека», богиня сильно обидела Венеру (Афродиту), за что она прокляла её. Деркето воспылала неземной страстью к смертному человеку. Это был пастух Кастро, который приносил в храме жертву.
От этой связи богиня родила девочку. Тут у неё открылись глаза и она осознала, что натворила. Несчастный Кастро был убит, ребёнок оставлен в поле, а сама Деркето бросилась в море. Боги не допустили её смерти, опальная богиня была спасена, но в наказание получила новое, гибридное тело. Как можно догадаться, брошенной девочкой и была та самая Семирамида. Ребёнка кормили голуби, пока на неё не наткнулся один пастух по имени Симас. Из этой легенды становится понятно откуда на иконографии Семирамиды смесь голубя с рыбой.
Семирамида была замужем за ассирийским царём Нино. Тот тоже полумифологичен, так как считался сыном Ваала (ханаанский бог грома, дождя и плодородия, очень распространённый на Ближнем Востоке). Сегодня историки считают, что в этих рассказах смешалось несколько историй и персонажей, и мифических, и исторических. Дело в том, что всё это было записано в основном греческими авторами, а подлинная история была утеряна. До тех пор, пока в 19 веке не расшифровали вавилонскую клинопись, многое было непонятно.
Царю Нино приписывают идею дрессировки и использования охотничьих собак и верховой езды. Из-за этого монарха часто изображают в виде кентавра. Самое главное, что этот правитель стал основателем великого древнего города Ниневии — столицы Ассирии. Он также захватил всю Месопотамию, Малую Азию и часть Ближнего Востока, дойдя до Бактрии. Именно там царь встретил Семирамиду. Она была замужем за сирийским военачальником Оннесом, с которым у неё было двое детей.
Царь настолько потерял голову от неземной красавицы, что заставил её супруга Оннеса покончить с собой. После этого он женился на безутешной вдове. Нино даже успел заиметь от неё наследника, названного Ниний, прежде, чем она отправила его на тот свет. Такой случай имел место в исторических текстах. Царь взял жену одного опального сановника себе в гарем.
Семирамида, конечно, возвела для мужа сказочно красивый мавзолей близ Вавилона. После этого принялась править. Причём настолько успешно, что в её железных руках власть над великой Ассирийской империей сохранялась более четырёх десятков лет. Период её правления описан многими древними авторами и изобилует фантастическими приключениями. Все они описывали царицу, как грозную воительницу, героическую женщину и блестящего стратега. Она укротила многие народы, которые решили воспользоваться смертью Нино и поднять восстание против господства Ассирии.
Семирамиде приписывают ещё одну легенду. Она влюбилась в царя Армении, Ара Прекрасного, который был невероятно красив. Тот отверг её и оскорблённая женщина решила завоевать его страну, а его сделать своим мужем насильно. Ассирийская армия победила, но приказ царицы не убивать Ару не был исполнен. Армяне готовились поднять восстание, и Семирамида переодела одного из своих любовников и представила его народу. Она заявила, что боги воскресили царя. Бунтовщики успокоились и отказались от мести.
Из всего, что приписывают Семирамиде, наверное, самым известным является создание знаменитых висячих садов Вавилона. Историки говорят, что эти сады на самом деле были созданы царём Навуходоносором II около 600 года до нашей эры. Они были подарком его жене Амитис, которая была родом из Мидии и очень скучала по цветам своей земли и её горному ландшафту. Древнегреческий историк Страбон подробно описывал это диво.
Историки спорят были ли эти сады на самом деле или это выдумка. Страбон писал о них 5 веков спустя. Если верить древним текстам, то одно из чудес света было уничтожено вскоре после создания. Его сжёг дотла парфянский царь Эвемер во время завоевания города. Эти события произошли за два столетия до правления Семирамиды. Хотя последняя действительно произвела реконструкцию и перестройку Вавилона. Были возведены мощные стены, укрепления и прекраснейшие дворцы.
Понятно, что столь выдающаяся, неординарная женщина, окутанная легендарной аурой такого масштаба, не могла не вызвать подозрений. Особенно ярко это проявилось на стыке древних и средних веков. Тогда один испаноязычный священник и историк Пауло Оросио увязал образ великой царицы с похотью и распущенностью. Он обвинил её даже в сожительстве с собственным сыном и... лошадью в своих трудах «Семь книг по истории против язычников». Позже Данте поместил Семирамиду во второй круг ада, а для Петрарки она стала воплощением любовного злого рока.
Самое крупное наступление на часть царицы было предпринято в пуританском 19 веке. Протестантский священник из Шотландии по имени Александр Хислоп в 1853 году опубликовал книгу под названием «Два Вавилона». Произведение более походит на некий памфлет, направленный против католической церкви, которую он считает Вавилоном, описанным в библейском Апокалипсисе. Автор сравнивает её с ассирийской религией. При этом приводя в пример Семирамиду, которой приписывает изобретение многобожия. Также он пишет, что она вместе со своим сыном Нимродом создала некий трансхронологический заговор с целью увековечить свою веру во времени.
Если оставить в стороне религиозное соперничество, правда заключается в том, что Хислоп намеренно смешивал мифы из разных культур. Кроме того, он совершил ошибку, принимая многие исторические данные, как достоверные. Впоследствии же они при переводе клинописи, оказались неверными. Один из таких фактов — это то, что Семирамида не была матерью Нимрода, который построил Вавилонскую башню. Хислоп же пишет, что она не только его родила, но и потом ещё вышла за него замуж и родила сына, которого назвала Таммуз, которого тоже обожествляли. В результате, отождествление её фигуры с Вавилонской блудницей, описанной в Библии, выглядит притянутым за уши.
Священник просто использовал отождествление Нимрода и Нино, которое сделал Ктесий Книдский, считая это само собой разумеющимся. Таким образом, следующим вопросом будет определение того, какой же была настоящая Семирамида. И была ли вообще? Ответ труден. Ведь количество мистификаций вокруг её личности просто зашкаливает.
Персонаж древних легенд Аккада и Армении, царица Семирамида, имела вполне реальный прототип — правительницу Ассирии Шаммурамат или Шамирам. Она правила империей в 9 веке до нашей эры. Это действительно была уникальная женщина — ведь она правила столь обширной и могущественной империей в одиночку. Для древнего мира — случай немыслимый! Супруг царицы Шамши-Адад V умер. Вдова стала регентом при малолетнем наследнике. Правила она и после воцарения своего сына, совсем не номинально.
Шаммурамат изменила в государстве многое. Царица провела несколько важнейших реформ, в их числе религиозную, сплотив империю в единое целое. Правительница вела войны и завоевала много новых земель. Она была великой женщиной. Неудивительно, что её в народе обожествляли и ассоциировали с Иштар. Это была вавилонская богиня любви, красоты, плодородия и жизни, Царица Небесная и хранительница особого культа, где жрицами были продажные женщины. Возможно, именно поэтому в христианстве её ассоциировали с Вавилонской блудницей.
В целом достоверных сведений о ней сохранилось очень немного. Предположительно родом она была из Урарту, Аскалона или Сирии. Никакой информации до тех пор, пока царица не стала править со своим сыном Анад-Нирари III, фактически о ней нет. Нет чёткого понимания и того, как закончила жизнь великая правительница. Она правила 42 года и, согласно легенде, отреклась от престола в пользу сына. С тех пор о ней никто ничего не слышал.
Красиво звучит история Шаммурамат, изложенная ей самой пером автора Полиена в его труде «Стратагемы». Он вложил в её уста такие слова:
«Природа сделала меня женщиной, но своими поступками я не уступала ни одному храбрецу. Я, царица Ниневии, связала её с Левантом рекой Инаманес. Место, где встаёт солнце, где воскуряется фимиам и мирра и место, где оно заходит. Ни один ассириец раньше не видел моря. Я же, напротив, видела четыре, дальше которых идти нельзя: ибо какая сила их содержит? Я заставила реки течь, куда им хочется, и я хотела, чтобы они текли там, где им удобно. Я научила, как засевать бесплодные земли, так как я орошаю их своими реками. Я сделала стены неприступными, я железом покорила неприступные скалы, я открыла все пути своими колесницами, пути, которыми остерегались ходить даже звери. И после всей тяжкой работы у меня ещё оставалось время, чтобы повеселиться с друзьями».