Зарегистрировано — 123 588Зрителей: 66 656
Авторов: 56 932
On-line — 13 334Зрителей: 2601
Авторов: 10733
Загружено работ — 2 126 610
«Неизвестный Гений»
Новости
Мода на траур в викторианской Англии: Как возникла и кому это было выгодно
Сняв траур, женщины викторианской эпохи старались избавиться от черной одежды и скорбных аксессуаров – хранить все это считалось плохой приметой. Поэтому в следующий раз все покупалось заново – не только платье, но и шляпки, перчатки, зонтики, броши и прочее. На викторианском культе смерти делались огромные состояния, рынок креповых тканей и украшений из гагата процветал, модные журналы знакомили покупательниц со свежими трендами и, например, нюансами траура в зависимости от степени родства. Англия диктовала миру правила достойного и красивого переживания утраты.
Как в Англии возникли траурный этикет и траурная мода
Вопросам смерти и ритуалов, связанных с потерей близких, во всех культурах и во все времена уделялось много внимания. Европейцам забывать о смерти не позволяло христианское мировоззрение, а еще – постоянные эпидемии, уносившие жизни большого количества людей. Бывали в истории периоды, когда внимание сосредотачивалось на жизни во всех ее проявлениях – тот же период рококо запомнился как воплощение идеологии праздника и веселья, радостей (для тех, разумеется, кто мог себе это позволить). Но все же помнить о смерти предписывали и литература, и искусство, не говоря уж о самой жизни.
Тому, что потом назовут «золотым веком» траурного культа – это период 60-х – 90-х годов XIX века – положила начало королева Виктория. Надев траур по любимому мужу принцу Альберту, умершему в 1861 году, она не снимала его до самой своей смерти в 1901 году. Пример любимой правительницы вдохновил англичанок на усложнение и развитие правил ношения траура по близким, а промышленная революция середины позапрошлого века способствовала тому, что все запросы в этой сфере жизни могли в полной мере удовлетворяться – было бы чем заплатить изготовителю и продавцу.
Сами похороны обходились недешево и требовали серьезной организации: на четвертый день после смерти либо позже умерший отправлялся в последний путь, причем траурная процессия подразумевала наличие катафалка, траурной кареты, надлежащего внешнего вида родственников. К этому времени женщины уже имели свой особенный гардероб – либо же, если речь шла о небогатой семье, обычные платья были перекрашены в черный – и такая услуга в Англии существовала.
Отдельные нюансы периода траура
Если мужчинам, чтобы облачиться в траур, было достаточно надеть темный костюм, черные перчатки, галстук и шляпу с траурной лентой, то женщине приготовиться к этому периоду своей жизни стоило куда больших хлопот – и денег. Что касается периода, то тут существовали свои правила: вдова носила траур дольше всех – два года, в течение года он продолжался в случае потери одного из родителей или ребенка. Для остальных категорий родственников существовали свои правила, с ними англичанок знакомили женские журналы, как раз в те времена набиравшие популярность.
Дети траур не носили, разве что в некоторых семьях девочки в знак скорби надевали белые платья. Белый цвет на протяжении долгого периода траура считался единственным, помимо черного, разрешенным для женского гардероба – но и он не допускался во время полного траура. В этот период носили только черное, причем из тусклой, не блестящей ткани (шелк, бархат исключались). Вдовы появлялись на людях в длинной черной вуали, любые украшения были запрещены.
Для периода полного траура лучше всего подходила креповая ткань, тяжелая, не выгорающая, но довольно дорогая. Более дешевым аналогом был бомбазин. Увы, траурные платья и вуали того времени имели неприятное свойство – из-за красителей ткани нередко вызывали раздражение кожи, а иногда и проблемы с дыханием и даже смерть, что, вероятно, повышало количество тех вдов, что были занесены в категорию «умерших от горя» после смерти любимого мужа.
С окончанием периода глубокого траура начинался полутраур, и в это время можно было позволить себе несколько больше, одеваясь к выходу. Если любая светская жизнь до этого не допускалась, то теперь разрешалось посещение мероприятий вне дома. Кроме тусклого крепа можно было надевать и блестящие черные ткани, и черное с белым, и другие оттенки – лиловый, серый. Носили траурные украшения – дорогой камень гагат и его дешевый аналог, черное стекло, а еще жемчуг, гранат, украшения из волос усопшего или его миниатюрный портрет.
Траурная мода как успешный бизнес
Ломать голову о том, где взять приличествующую случаю одежду или подходящие аксессуары, не приходилось – спрос на траурную моду с лихвой покрывался предложением. Самым знаменитым специализированным заведением того времени был лондонский магазин Джея на Риджент-стрит, продававший готовое платье и любые украшения. Каждая новая утрата в семье влекла (в идеале для продавцов) покупку полного траурного гардероба, причем богатые англичанки приобретали сразу несколько комплектов.
Мода и тут не стояла на месте – даже в своей скорби покупательницам предлагалось соответствовать трендам. В этом смысле запомнился «Черный Аскот» 1910 года, когда на ежегодные скачки и по совместительству демонстрацию лучших модных нарядов королевства попали множество элегантнейших черных костюмов и шляпок – за несколько дней до мероприятия скончался король Эдуард VII. А городок Уитби в графстве Норт-Йоркшир на севере Англии оказался в центре производства гагата и его обработки, что стало на несколько лет прибыльным местным промыслом.
Интерес ко всему, что связано с трауром, в викторианской Англии был явлением совершенно естественным, и никого не удивлял тот факт, что комната принца Альберта в королевской резиденции на протяжении десятилетий сохраняет свою обстановку, и что ежедневно в нее подается свежее белье, горячая вода – как если бы умерший принц-консорт мог в любой момент вернуться. С наступлением XX века эта «траурная мода» стала постепенно сходить на нет, и окончательно оставила позиции с началом Первой мировой войны: и большое количество смертей не способствовало привычному отношению к трауру, и роль женщин изменилась – прежние платья и вуали ей не соответствовали.