Самая известная в истории российской живописи картина о несчастной любви «Неравный брак» была написана Василием Пукиревым в 1862 году. На полотне изображено венчание молодой девушки и угрюмого мужчины преклонного возраста. Бледное заплаканное лицо невесты говорит об отсутствии энтузиазма по поводу замужества, ведь брак заключается по расчету. Такая социальная проблема существовала в XIX веке. Долго оставалось загадкой, кто же был прототипом персонажей, изображенных на картине: реальные люди или собирательный образ.
Одна из версий гласит, что Пукирева натолкнул на сюжет его друг, девушку которого выдали замуж за пожилого состоятельного мужчину. По мнению искусствоведов Третьяковской галереи, написанное полотно - отражение личной драмы творца. На полотне изображен грустный шафер, стоящий за спиной несчастной невесты. Просматривается явное сходство художника и этого персонажа, поэтому картина считается автобиографической. А юная девушка-невеста – его возлюбленная Прасковья Варенцова, которую вынудили выйти замуж за богатого старца. В те времена существовала практика, когда небогатые родители с помощью выгодного замужества дочери старались улучшить свое материальное положение.
Полотно получило особую известность в массах. Именно личная драма и послужила тому, что картина «дышит» реалистичностью. Однако это произведение искусства является единственным выдающимся шедевром Василия Пукирева. Остальные его работы остались малоизвестными.
Картину «Венера и Адонис» Тициану заказал испанский король Филипп II. Сюжет полотна повествует о трагической любви мифологических героев. Сам художник называл свое произведение поэмой, ведь тема взята из мифологии и обработана художественно.
На полотне изображена обнаженная богиня Венера, пытающаяся удержать молодого охотника Адониса, который на рассвете отправляется на роковую охоту. Она знала пророчество, что ее возлюбленный погибнет, охотясь. Поэтому она старается предотвратить трагедию. Но Адонис не обращает внимания на мольбы Венеры и уходит на охоту. Там юношу убивает вепрь.
Несчастная любовь Венеры и Адониса – одна из классических тем в изобразительном искусстве. Сам Тициан, а также помощники его студии написали более 30 версий этой истории.
Полотно «Расставание» о несчастной истории любви считается написанной Эдвардом Мунком на основе личных переживаний. Сюжет картины повествует о тяжелых переживаниях молодого мужчины и торжествующей женщины. Страдания мужчины ощущается на физическом уровне: он бледен, рукой схватился за область кровоточащего сердца. Возле его ног находится красное пятно, как и вокруг руки. Все это иллюстрирует боль и переживания. Безжизненное дерево символизирует эмоциональную пустоту.
У женской фигуры отсутствуют какие-либо индивидуальные черты. Она совершенно уверена в себе, излучает торжество и целеустремленность. Ее платье продолжает светлый песчаный берег, а светлые развевающиеся волосы призваны рассеять черные тучи.
Если изображенный мужчина индивидуален, что женщина является обобщенным образом. Разрыв отношений пары трактуется Эдвардом Мунком, как несчастье для парня и новая возможность для его второй половины. Девушка, скорее всего и является инициатором расставания.
Цветовая гамма полотна не отличается особым разнообразием, но контраст цветов воспринимается очень органично, передавая напряженную и депрессивную атмосферу сюжетной линии. Мунк показал, расставание для одного – это трагедия, а для другого – новые возможности и облегчение.
Фрида Кало прекрасно знала, что ее супруг Диего Ривера изменяет ей, как и бывшим своим женам. Поначалу она питала иллюзии, что рядом с ней ее любимый мужчина сможет измениться. Но этого не произошло, и надежды быстро улетучились. Диего находил оправдания своим многочисленным изменам, клянясь Фриде, что предан исключительно ей. Однако самым большим ударом для художницы стал роман супруга и ее младшей сестры Кристины.
Это двойное предательство близких ей людей оставило глубокий след в душе Фриды Кало. Кроме этого, ей на глаза попалась газетная заметка об убийстве женщины ее любовником. Мужчина нашел себе оправдание, сказав в суде, что он всего лишь немного поцарапал свою возлюбленную. Это вдохновило художницу на создание одноименной картины. Фраза «Всего лишь несколько царапин» была написана вверху картины на белой ленте, которую держат два голубя – черный и белый, как символ темной и светлой стороны любви. По предварительным данным на наброске картины была надпись: «потому что она отдалась другому негодяю, но сегодня я до нее добрался, ее час пробил».
Полотно получилось очень реалистичным. Особой жути придала картине рамка, запятнанная «кровью». Завершающим моментом является проткнутая в нескольких местах рама.
Впервые произведение искусств было представлено публике на персональной выставке мексиканской художницы в Нью-Йорке в 1938 году. Первоначально картина носила название «Страстно влюбленный».