16+
Лайт-версия сайта

Новости

Какие здания и сооружения существуют в России в двойном экземпляре и почему так случилось


За тысячи лет архитектурного промысла было возведено немало оригинальных и величественных сооружений. Считается, что все уже когда-то было придумано в плане строительства, поэтому архитекторы просто переделывают уже существующие идеи, стили и формы. Зачастую даже именитые архитекторы черпают вдохновение, заимствуют детали, а иногда и вовсе копируют существующие сооружения. В прошлых веках известные строители в основном занимались постройками зданий в столицах: дворцы, виллы, церкви и прочие сооружения с незаурядными особенностями их архитектуры. Некоторые из таких строительных объектов вскоре дублировались в других российских городах и пригородах.



Копии столичной церкви Космы и Дамиана

 

 

Церковь Косьмы и Дамиана на Маросейке, 1959 год

 

Церковь Косьмы и Дамиана на Маросейке, 1959 год



Приходская православная церковь Космы и Дамиана находится в Белом городе в районе Басманного Центрального административного округа Москвы. Церковь Космы и Дамиана на Маросейке строилась в 1791-1793 годах по проектированию архитектора Матвея Казакова, на деньги Михаила Хлебникова — хозяина дома, расположенного по соседству. По задумке архитектора, планировка храма была нетрадиционной, он состоял из четырех помещений цилиндрической формы: главное пространство храма, апсиды и пара боковых приделов.

На западной стороне были обустроены трапезная и колокольня. Кстати, до 1922 года переулок, отходящий от Маросейки у апсиды церкви, назывался в ее честь - Космодамианским. Невзирая на относительно небольшой размер этой церкви, она и по сей день является выразительной доминантой этих окрестностей.

Спасская церковь в Рязанской области (фото слева), Никольская церковь (Николая Чудотворца) в Подмосковье (фото справа)

 

Спасская церковь в Рязанской области (фото слева), Никольская церковь (Николая Чудотворца) в Подмосковье (фото справа)



Со временем необычную церковь дублировали еще несколько раз. Одна из копий — Спасская церковь в Протасьевском углу — гордо возвышается в Рязанской области. Версия здания абсолютно идентична своему прототипу. В настоящий момент данное сооружение остро нуждается в реставрационных работах. Но пока ученые-искусствоведы не имеют точных доказательств, что эту копию тоже построил знаменитый архитектор Казаков, восстановление переносится.

Вторая копия церкви Космы и Дамиана — Никольская (Николая Чудотворца). Ее построили в Подмосковье, в бывшем селе Карачарово, по распоряжению графа Льва Разумовского. Этот архитектурный объект, как и предыдущий, до тончайших мелочей повторяет московский храм на Маросейке, поэтому есть мнение, что и это строение принадлежит руке Казакова. К сожалению, и эта копия требует незамедлительной реставрации, так как близится ее разрушение.

 

Мини-копия московского храма Христа Спасителя



Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Ростове-на-Дону (фото справа) отличается от московского храма Христа Спасителя (фото слева) колокольней, которая была построена около церкви

 

Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Ростове-на-Дону (фото справа) отличается от московского храма Христа Спасителя (фото слева) колокольней, которая была построена около церкви



Русский архитектор Константин Тон в годы его работы был, пожалуй, самым известным зодчим. Кстати, он разработал, как его назвали, «русско-византийский стиль» церковного зодчества. Основная часть построенных Тоном сооружений — это величественные здания для Москвы и Петербурга, однако его душа тяготела к строительству церквей, по проектам которых зачастую строили копии сооружений за пределами двух столиц. По такому принципу появилась мини-копия московского храма Христа Спасителя — собор Рождества Пресвятой Богородицы в Ростове-на-Дону.

Храм, находящийся в Ростове, отличался от своего столичного прототипа колокольней, которая была построена около церкви. В 1932 году эту церковь, как и основную часть других богослужебных зданий, закрыли: поснимали все кресты с позолоченных куполов, разобрали величественный иконостас и убрали всю атрибутику. Вместо божьего храма там обустроили сначала склад, а после — зверинец. Но, к счастью, спустя 10 лет все убранство вернули, вновь водрузили кресты и стали использовать церковь по назначению.

 

Два идентичных вокзала в Москве и Петербурге



Московский вокзал в Петербурге (фото слева) и Николаевский в Москве (фото справа) начинали строить одновременно, но закончили с разницей в два года

 

Московский вокзал в Петербурге (фото слева) и Николаевский в Москве (фото справа) начинали строить одновременно, но закончили с разницей в два года



Помимо церквей, Константину Тону принадлежит авторство двух абсолютно идентичных зданий железнодорожных вокзалов: Московского в Петербурге и Николаевского (со временем был переименован в Ленинградский) в Москве. Это был тот случай, когда задние не копировали после строительства, а начали воздвигать сразу одновременно два объекта. Что интересно, в Петербурге вокзал построили на два года позже — в 1851 году.

По внешнему виду эти здания в стиле неоренессанс выглядели идентично. Их украшением служили большие венецианские окна и башня в два яруса, расположенная в самом центре здания. Проект внутреннего пространства вокзалов также был идентичен. Первый этаж занимали вестибюли, залы ожидания для пассажиров, а также императорские апартаменты. На втором этаже располагались служебные квартиры работников железной дороги.

Провинциальные версии Чесменской церкви в Петербурге



Церковь Рождества святого Иоанна Предтечи (Чесменская) в Санкт-Петербурге

 

Церковь Рождества святого Иоанна Предтечи (Чесменская) в Санкт-Петербурге



Церковь Рождества святого Иоанна Предтечи (Чесменская) — православный храм в Санкт-Петербурге, который действует и по сей день, считаясь памятником архитектуры федерального значения. Эту церковь возвели в честь одержания победы русского флота над турецким в Чесменской бухте Эгейского моря в 1770 году.

Церковь была задумана и одобрена императрицей Екатериной Великой. Здание, где преобладает стиль неоготики, строили три года по проекту отечественного архитектора Юрия Матвеевича Фельтена, закончив в 1780 году У этой церкви существует целых два здания-клона: Спасо-Преображенская церковь в селе Красном и Никольская церковь в селе Посадниково.

Спасо-Преображенская церковь в селе Красном (фото слева) и Никольская церковь в селе Посадниково (фото справа)

 

Спасо-Преображенская церковь в селе Красном (фото слева) и Никольская церковь в селе Посадниково (фото справа)



До сих пор точно неизвестно, строилась ли Спасо-Преображенская церковь самим Фельтеном в селе Красном, или же здание возвел кто-то другой по его чертежам. Так или иначе, при воспроизведении многих архитектурных нюансов были допущены некоторые вольности в сравнении с оригиналом, например: более витиеватый стрельчатый орнамент фасадов; использование местного белого камня в декоре, а не гипса: создание трех входов вместо одного.

Второе повторение необычной петербургской церкви — Никольская церковь в селе Посадниково Псковской области, построенная по приказу Александра Ланского - одного из фаворитов Екатерины Великой. В общей сложности детали архитектуры совпадали с первоисточником, но все же и в этом варианте были отличия, главным из которых стала колокольня, построенная около церкви. К сожалению, в 20-е годы Никольская церковь была разрушена, сейчас о ее существовании напоминают лишь фотокарточки, дошедшие до наших дней.

Идентичные мосты через Фонтанку в Петербурге



 Мост Ломоносова (фото слева) и Старо-Калинкин (фото справа)

 

Мост Ломоносова (фото слева) и Старо-Калинкин (фото справа)



К концу XVIII столетия в Петербурге были построены семь одинаковых мостов через реку Фонтанку. До сих пор доподлинно неизвестно, кто автор данного проекта. Среди возможных архитекторов упоминают Василия Баженова, Фридриха Бауэра, Жана-Родольфа Перроне, Юрия Фельтена, и прочих. Но основная часть ученых-исследователей считают, что авторство этого проекта принадлежит именно французу-архитектору Перроне, автору моста Согласия в Париже, в котором много схожих деталей с мостами Петербурга.

Трехпролетные мосты, установленные на прочные опоры из камня, были снабжены механизмом разведения, который находился в центральном пролете каждого из мостов. Чтобы не портить красоту разводных мостов, данный механизм спрятали в изысканных башенках из гранита. К слову, со временем пять из этих мостов перестроили, но два сохранили свой первичный облик: мост Ломоносова и Старо-Калинкин.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/160722/53764/




Комментарии:

Нет комментариев
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи

Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

54
"Продолжение ноябрьских строк" ...

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft