Зарегистрировано — 123 602Зрителей: 66 666
Авторов: 56 936
On-line — 23 505Зрителей: 4620
Авторов: 18885
Загружено работ — 2 127 285
«Неизвестный Гений»
Новости
Какие небесные тайны открыли первые женщины-астрономы, которых мужчины-учёные не хотели воспринимать серьёзно
Женщин-ученых намного меньше, чем мужчин. И причиной тому не отсутствие таланта или высокого интеллекта. Веками женщинам попросту был закрыт путь в научное сообщество. Но все же были исключения. Очень яркие представительницы женского пола сделали огромный вклад в такую науку как астрономия. Без их открытий и достижений наука о звёздах не была бы такой, как мы ее знаем. Каждая из этих женщин доказала, что они незаурядные и талантливые, своим примером показав, что унизительного отношения и второстепенных ролей они не заслуживают.
Аглаоника (2 или 1 г. до н.э.)
Аглаоника, известна также под именем Аганис Фессалийская, является первой женщиной-астрономом Древней Греции. В существующих источниках пишут, что она жила во 2-ом или 1-ом веке до н. э.
Она была дочкой царя Фессалии Гегеториса, поэтому сложно назвать ее жизнь обычной. Жила будущая ученая в районе горы Олимп в изоляции от остального мира. Аглаоника увлекалась изучением закономерностей циклов затмений и умела их предсказывать. Для времен, когда люди верили и поклонялись целому пантеону богов, это было что-то неслыханное.
Окружающие считали, что Аглаоника ведьма, раз умеет сделать так, чтобы Луна исчезла с неба. Но девушку это мало заботило, она была поглощена наукой. Греки не могли осягнуть, откуда ей известно время и место, где произойдет затмение. В итоге, Аглаонику подозревали в том, что у нее есть сверхъестественные способности, и она колдует. Интересно, что было еще несколько девушек, занимающихся астрологией, которых называли ведьмами. И все они были связаны с Аглаоникой. Их прозвали «ведьмами Фессалии». Обычные люди вряд ли задумывались о том, что предсказать затмения может вообще любой, достаточно просто знать циклы затмений и периоды полнолуния. Лунные затмения изучали и могли предсказать еще вавилонские ученые, и об их успехах и методике работы Аглаконике было известно.
Об Аглаонике в своих трудах писал Плутарх. Он тоже отмечал, что у нее были знания области астрономии, и она была обознана в астрономических вычислениях. Он также писал, что приписывали ей магические способности. С этим согласны были Вергилий и Гораций, которые также писали про «фессалийских волшебниц».
Один из кратеров на Венере носит имя Аглаоники.
Гипатия (ок. 370 - 415)
Гипатия Александрийская родилась в Александрии в 355 году. Этот город в Римской империи был наполнен умными образованными людьми. О ее матери ничего не известно, а отец Теон был греческим астроном и математиком, и по его стопам пошла Гипатия. Вероятнее всего, братьев или сестер у нее не было, а воспитывал ее отец самостоятельно.
Гипатия в своих научных достижениях стала успешнее своего отца в разных науках, в том числе и астрономии. В Александрии она стала значимым ученым и даже сменила своего папу в его школе неоплатонизма Теона-Гипатии (что-то вроде университета). Она стала автором учебников, модернизировала инструменты и создала работающий и простой метод деления чисел.
Но основной вклад в развитие города в интеллектуальном ключе стало учение Гипатии. Девушка преподавала философию, базировавшуюся на учениях Аристотеля и Платона, а также Пифагора и Плотина. Все эти идеи реализовались в новой школе, которую прозвали «неоплатонизм». Математика для представителей этой школы имела аспект духовности, который делился между 4 отраслями: музыкой, астрономией, геометрией и арифметикой. Эти предметы были обязательными к изучению, так как они лишний раз доказывали, что цифры – это божественный язык Вселенной. Студенты видели, что и в орбитах планет, и в нотах, и в математических формулах, и в геометрических фигурах есть что-то рациональное и космическое.
Гипатию называют язычницей, хотя она не была замечена в поклонении одному или нескольким богам. Так говорят, скорее всего, потому что до христианства римляне и греки были политеистами, веря в целую плеяду богов. Но это не так важно, важнее то, что ее учение не было привязано к конкретной религии и могло применяться совершенно разными по своим убеждениям людьми. Среда, которую создала в своей школе Гипатия, была максимально нейтральной, поэтому туда с удовольствием ехали учиться студенты разных убеждений: и язычники, и христиане. Атмосфера свободы, царящая в школе, была глотком свежего воздуха, ведь в тот период Александрию терзало как раз большое количество беспорядков на политической и религиозной почве.
Гипатия бы и дальше развивалась как независимый учёный и философ, если бы не приход христианства в империю и не превращение его в государственную религию. Тамошний архиепископ Кирилл стремительно увеличивал свою власть, он провоцировал и подстрекал уничтожать храмы язычников и издеваться над иудеями. Такое откровенно дерзкое поведение было вызовом тогдашнему римскому префекту Оресту, имевшему светскую власть. Орест, в отличие от Кирилла, был не фанатиком, а обычным христианином, что и спровоцировало не просто разногласия, но настоящую конфронтацию между ними.
Орест, считая Гипатию беспристрастной и мудрой, обратился к ней за советом. Та рекомендовала действовать умеренно и честно. И все могло бы решиться миром, если бы не группа монахов, которые спровоцировали бунт, во время которого Орест был сильно ранен. Тот отомстил и довел их предводителя до смерти. Кирилл Александрийский после случившего незамедлительно обрушил на Гипатию шквал обвинений. Якобы она была колдуньей и хотела направить Ореста против христианства.
В марте 415 года Гипатия была схвачена восставшими монахами. Ее жестоко убили на улице, после чего расчленили.
Гибель Гипатии для Александрии была поворотным моментом. Интеллектуальная элита римской и греческой традиции спешно начала покидать город. Роль Александрии как интеллектуального уменьшилась.
После убийства Гипатии аж до 15 века ни об одном значимом астрономе женского пола ничего, к сожалению, не известно. И если они и были задействованы в науке, то особого вклада или важных открытий они не совершали.
София Браге - муза астрономии (1556 - 1643)
О брате Софии, Тихо Браге, астрономе и алхимике, известно каждому школьнику. Но вот о его сестре на уроках не рассказывают, и зря. Будущая звезда астрономии родилась в Швеции и была младшей из десяти детей.
Список ее специальностей звучит так: астроном, историк, ботаник и врач. Вот только в те времена это вряд ли было поводом для гордости. Родители Софии находили такое увлечения дочери неподходящими для девушки из хорошей семьи. А родители ее были не кем-нибудь, а советником короля и придворной дамой.
Живя в XVII веке, София не могла надеяться на достойное образование, хотя любовь к науке у нее проявлялась еще в раннем детстве. Ее брат Тихо был старше нее на 10 лет, и когда он заприметил, что сестра умна и тянется к образованию, решил самостоятельно ее обучать. На карманные деньги девочка заказывала справочники и учебники, оплачивала переводы учёных книг с латыни. Впоследствии она стала специалистом сразу в нескольких отраслях. В эпоху, когда у человечества был небольшой научный багаж, можно было освоить сразу несколько наук всего за пару лет.
Чтобы не злить родителей и не вызывать осуждение, София занималась астрономией под предлогом встреч с братом в обсерватории. Тихо был заинтересован развивать таланты сестры, всячески ее поощряя. Сам он считал, что ей есть чем гордиться и рассказывал с удовольствием о ее одаренности, что нередко выливалось в семейные конфликты.
София рано вышла в первый раз замуж – в 19 или 20 лет. Это было не от большой любви, а скорее потому что так надо. В браке с Отто Тотта у них родился единственный сын Таге. Когда ребенку было 8 лет, ее муж умер. В это время София активно занималась наукой вместе с братом. Они вместе составляли гороскопы, а также женщине нравилось садоводство и химия. Во время посещения обсерватории Ураниборг, где трудился ее брат, она познакомилась с алхимиком Эриком Ланжем. Он сделал предложение руки и сердца, но свадьба состоялась в 1602 году, потому что у пары не было денег. Нищета, к слову, для нее не была трагедией, хоть она и привыкла к достатку. С Ланжем в браке они прожили 11лет.
После смерти второго мужа София жила в Дании и занималась составлением генеалогий датских знатных родов. В наше время ее за этот исторический труд особенно ценят. Из жизни она ушла в 1643 году, прожив 87 лет.
Мария Куниц (1610 - 1664)
XVII век от XVI мало чем отличался. Это было очередное столетие мужчин. Женщине было уготовано место на кухне, и ни на что большее рассчитывать она не могла. Мужчины творили историю и исследовали мир, создавали новые методы для научного эксперимента. И это стало лазейкой для талантливых женщин, которые хотели заниматься наукой. Но они могли попасть не в высшие учебные заведения, а в мастерские ремесленников.
В Германии ремесленные традиции хорошо были развиты, и девушка могла заниматься чем угодно, если это походило на ремесло. А развивающаяся научная работа на него и была похожа. Мужчины с образованием создавали теории, а вот сбор данных делали ремесленники. Очень часто жены помогали своим мужьям. И это было для женщин настоящей отдушиной и шансом применить не только свои руки, но и мозг.
Мария Куниц является ярким примером такой женщины. Она появилась на свет в 1610 году в семье доктора. Ее одаренность проявилась рано: она быстро освоила 7 иностранных языков, а позднее увлеклась математикой и астрономией. В мужья она себе взяла врача, который всей душой любил астрономию. В итоге, она его превзошла. Мария активно занималась составлением астрономических таблиц для вычисления положения планет. Тогда уже были «таблицы Кеплера», но они были хоть и подробными, однако через чур громоздкими.
В 30-летнем возрасте Мария была уже состоявшимся ученым. Она опубликовала книгу под названием «Urania Propitia», изложив на ее страницах основы астрономии, но понятным для обывателя языком. Книгу неоднократно переиздавали.
Однако, пол Марии не давал покоя очень многим: люди считали, что это не Мария написала книгу, а ее муж. Чтобы наконец-то прекратить подобные разговоры, начиная со второго издания, ее работа начинается с предисловия, в котором муж Куниц делает акцент на том, что он о к труду своей жены руку не приложил.
Работа Марии Куниц не оставила равнодушным научное сообщество и ее фигура обсуждалась неоднократно после ее кончины. В XVIII веке ей досталось немало, ведь в Эпоху Просвещения положение женщин ухудшилось. Как-то один ученый возмущался, что Куниц так увлеклась астрономией, что вообще забросила свою основную обязанность – домашнее хозяйство.
Сегодня многие именуют ее Второй Гипатией.
Елизавета-Маргарита Гевелий (1647 - 1693)
«Пробиться» в науку и получить доступ к знаниям и науке девушки могли также, став помощницами своих «ученых мужей».
Ян Гевелий, именитый польский ученый работал гравером, но душа его лежала к астрономии. Чтобы хобби не мешало основной работе, он искал себе помощника. Ассистент ему нужен был надежный, но подходящую кандидатуру найти никак не получалось. Тогда Ян обратился к своей супруге Елизавете-Маргарите, ей-то он доверял. Женщина согласилась и так родился их творческий тандем.
В 1652 году пара начала наблюдения, желая создать полноценный каталог звезд. Но их труды постигло несчастье: в доме случился пожар, и львиная доля работы была безвозвратно уничтожена. Гавелий ушел из жизни в 1687 году, а его вдова Елизавета-Маргарита продолжила заниматься их общим делом. В итоге она закончила его начатые труды - Prodromus Astronomiae (Предвестник астрономии) и Firmamentum Sobiescianum. Последняя была посвящена ею Яну Собесскому.
Firmamentum Sobiescianum сейчас называется «Уранография». В честь нового польского короля Гевелий назвала с новое созвездие – Щит Собесского (сегодня просто Щит).
В каталоге, над которым работали они с супругом, содержатся 1564 звезды, и это был наиболее полный из тогда существовавших каталогов. Также он стал последним, который создавали, не используя телескоп.