Зарегистрировано — 123 583Зрителей: 66 647
Авторов: 56 936
On-line — 23 427Зрителей: 4619
Авторов: 18808
Загружено работ — 2 126 552
«Неизвестный Гений»
Новости
Вилла д’Эсте: потрясающий прообраз садов Версаля и Петергофа
Недалеко от Рима есть самобытный городок под названием Тиволи, прославившийся потрясающей достопримечательностью – Виллой д’Эсте, которая стала уникальнейшим образцом архитектуры и оформления садово-парковой зоны. Один из самых знаменитых итальянских особняков XVI века признан шедевром итальянского Ренессанса, за что и был включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Но не только этим прославилась Villa d’Este, в свое время она считалась невиданным чудом, из-за системы величественных и причудливых фонтанов, которую старались обойти при организации известных на весь мир садов Версаля и Петергофа.
1. История создания Villa d’Este
История прекраснейшего особняка Италии берет свое начало в середине XVI века, когда кардинал Ипполито II д’Эсте, отпрыск известнейшего богатого клана Борджиа, вознамерился организовать невиданный по тем временам парк и построить виллу неподалеку от подаренного дворца.
Примечательно: Ипполито II д’Эсте по праву рождения и благодаря благосклонности Папы Юлия III получил в управление провинцию Рима с резиденцией в Тиволи, где ему предоставлялась древнеримская вилла Адриана. Амбициозный и властолюбивый кардинал, большой любитель старинного искусства и садов, мечтавший примерить папскую тиару, решил построить собственную роскошную резиденцию в окружении великолепных садов с гидротехническими диковинками на месте бывшего бенедиктинского монастыря, который ранее располагался на вершине живописного холма.
Поскольку Villa d’Este должна была отражать все величие семьи и потешить самолюбие новоиспеченного губернатора, в 1550 г. для разработки проекта был приглашен талантливый архитектор, известный своими великолепными работами (создание Ватиканских садов и проектирование собора Св. Петра в Ватикане) – Пирро Лигорио. Размах строительства был поистине грандиозным. Автор проекта не был ограничен ни в средствах, ни в материалах, чтобы вокруг дворца появилось поистине райское место, где могли собираться сливки общества, а также модные поэты, художники и музыканты, наперебой восхваляя парк и новую резиденцию.
Слава о великолепии виллы д'Эсте очень быстро распространилась среди современников, восхищавшихся ее новаторским планом, ее роскошью, богатством убранства и невероятным разнообразием ее водных инноваций. Вилла стала культовым объектом, можно даже сказать решающим примером для развития искусства европейских ландшафтных садов. Она многие годы являлась непревзойденным образцом дворцовой архитектуры пока на горизонте не появились французские сады Версаля и Во-ле-Виконт, ставшие эталоном моды на последующие века.
2. Оформление дворца с королевским размахом
Кстати сказать, дворец строили параллельно, чтобы создать единую композицию, перекликающуюся с внешними преобразованиями. Стоит упомянуть, что отделочные работы и дизайнерские эксперименты проходили по проекту и под руководством Джироламо Муциано, которого чуть позже сменили Ливио Агрести и Федерико Дзуккаро.
Интерьеры новой губернаторской резиденции должны были соответствовать не только статусу нового владельца, но и потешить его амбиции, ведь он так мечтал править Римом (в роли Папы), а в итоге пришлось отправиться в провинцию, хоть и не такую дальнюю. Помимо того дворец должен был стать центром культуры и эталоном всего самого роскошного, новомодного и прогрессивного.
Строительство и обустройство Villa d’Este завершилось лишь в 1572 году, как раз в год смерти самого кардинала. Тем не менее он успел насладиться жизнью в собственных покоях, располагающихся в Appartamento Vecchio («старые кардинальские апартаменты»), в которые Ипполито д’Эсте попадал сразу с главного входа. Их оформляли в первую очередь и были они самыми впечатляющими.
Фантастической красоты фрески от пола до потолка (от Ливио Агрести и его учеников) украшают залы для приемов особо важных гостей и друзей, библиотеку и кабинет. Не меньше впечатляет и часовня, которая располагается сразу за спальной комнатой кардинала Ипполито, правда, тематика ее фресок была уже Библейской. В былые времена стены украшали еще и фламандские гобелены, изысканная лепнина и картины. При этом изысканная красота интерьеров перекликается с пейзажем за окном, ведь из главных комнат открывается захватывающий вид на каскад живописных садовых террас и фонтанов.
Остальные залы мало чем отличаются от кардинальских, на их стенах до сих пор можно увидеть сюжетные фрески, а вот коллекция уникальных гобеленов и мебель до наших дней не сохранились, о них остались лишь упоминания и гравюры. Стоит отметить, что последующие владельцы Villa d’Este продолжали преображать как саму резиденцию, так и поддерживали великолепные сады. Ее процветание продлилось до XVIII века, а затем наступило почти столетие забвения пока в 1814 году дворцово-парковый комплекс не достался по наследству Францу Габсбургу. Ему удалось восстановить былое величие, но серьезной трансформации не произошло, дворец с садом поддерживали в хорошем состоянии без кардинальных изменений.
А вот XX век принес немало потрясений и смену собственника. С началом Первой мировой войны Villa d’Este стала принадлежать государству, которое, к счастью, предпринимало массу усилий для ее восстановления после бомбардировок. Также несколько раз проводилась полная реконструкция дворцово-паркового ансамбля, шутка сказать, дворцу то уже почти 500 лет.
3. Символичные детали в парковой зоне
Авторы Novate.ru хотели бы отметить, что в эпоху Возрождения придворные сады были не просто местом для прогулок и отдыха, они несли сложный, даже можно сказать зашифрованный смысл философской и политической жизни того или иного правителя. Символика была спрятана в формах аллей, клумб, архитектурных и водных объектов. Так, например, Villa d’Este символизировала сад нимф Гесперид, который посвятили Гераклу, о чем свидетельствуют скульптура Геракла (его считали мифическим прародителем рода д’Эсте) и две таинственные дороги, ведущие к нему. Одна, по легенде, должна привести к Добродетели, другая же – к Пороку.
А вот статуя Венеры считалась зашифрованным воплощением возможности выбора (для кардиналов) — между любовью земной и небесной. Да и сама конфигурация сада для обывателей казалась просто замысловатой, но по задумке автора и первого владельца, она олицетворяла микрокосмос, а вилла являлась центром «вселенной» (в данном случае Тиволи и окружающую местность).
4. Водные объекты и система фонтанов Villa d’Este
Все же мировую славу дворцово-парковому ансамблю Villa d’Este принесли уникальные водоемы и потрясающая система фонтанов, над разработкой и реализацией которой работал самый талантливый и изобретательный инженер-гидравлик тех времен – итальянец Томазо Чиручи. То, что ему удалось внедрить в садах резиденции губернатора, по праву считалось чудом инженерной мысли и гидротехники. Ну а оформлением архитектурных композиций фонтанов занимались известные ваятели разных направлений и эпох.
Всего на территории парка более 500 фонтанов и фонтанчиков, окруженных прудами, вода из которых по скрытым трубам поступает в оросительную систему, используемую для полива оливковых рощ, расположенных у подножия холма.
• Фонтан Органа – самый известный и популярный гидротехнический объект, возле которого можно наслаждаться не только прохладой, но и звучанием музыки. Особая конструкция заставляет воду, проходящую сквозь специальные полости с вибрирующим воздухом, издавать мелодичные звуки. В свое время он производил неизгладимые впечатления на всех, кто оказывался рядом с ним, ведь такого чуда еще никто и никогда не создавал.
• Овальный фонтан, созданный в 1567 году по проекту архитектора Пирро Лигорио является прекрасным водным театром, спасающим от летней жары губернаторов и их гостей. Они могли спрятаться в туннели, замаскированным за задней полукруглой стенкой пруда, над которой нависает рукотворная скала с гротами, украшенными скульптурами.
• Многоуровневый фонтан Нептуна, поражающий своими размерами, настолько впечатлил Петра I, что черты многих элементов можно увидеть в фонтанах Петергофа. Изначально он был построен 1661 году по проекту великого итальянского архитектора и скульптора Бернини, но время не пощадило его, поэтому в 1927 году его и рыбные пруды, пришлось практически полностью восстанавливать.
• Фонтан драконов является одним из самых колоритных фонтанов комплекса Villa d’Este. Центром композиции являются драконы, повернутые к посетителям, из пасти которых извергается вода.
• Двухуровневый фонтан Рометта олицетворяет историю Рима. Центральной фигурой умиротворяющей композиции является скульптура Ромы в окружении зеленой лужайки, на краю которой расположена волчица, вскармливающая основателей Рима – Рема и Ромула. На нижнем уровне, среди пруда, образованного потоками воды, установлена ладья с мачтой, которая символизирует остров Тиберина, по форме напоминающий лодку. Он известен тем, что на нем находился древний храм Эскулапа, а расположен остров среди реки Тибр, к югу от Ватикана.
• Аллея ста фонтанов порадует живительной прохладой тех, кто решился отправиться на экскурсию в Villa d’Este знойным летом. Небольшие веерные фонтанчики и масштабные каскадные фонтаны, покрытые зеленью, будут сопровождать гуляющих на всем пути аллеи, которая находится сразу за Фонтаном драконов.
Источник: https://novate.ru/blogs/111222/64941/