16+
Лайт-версия сайта

Новости

Как проблемы со здоровьем помогали великим художникам создавать шедевры, и что видят врачи на их картинах



Существует целая когорта медиков, которые посвятили себя изучению историй болезней великих живописцев и теме заболеваний, которые повлияли на их творчество. Изучение написанных произведений врачами тренирует навыки наблюдения, что позволяет проводить параллель между жизнью великих мастеров кисти и написанными ними шедеврами. Чтобы понять, как влияют физические недуги художников на их творчество, исследователи использовали множество различных методик.


Заболевание суставов рук и психические расстройства Микеланджело


Заболевание рук Микеланджело. Фото: https://homsk.com

 

Заболевание рук Микеланджело. Фото: https://homsk.com


Микеланджело Буонарроти был признан еще при жизни, как величайший мастер, создавший великолепные шедевры живописи и скульптуры. Специалисты итальянской клиники Вилла Салариа выяснили, что мастер в последние годы жизни страдал серьезным заболеванием суставов рук – остеоартрозом. Эта болезнь поражает хрящевую ткань суставов, что вызывает трение костей друг о друга, вызывают невыносимую боль.

 

В возрасте 80 лет Микеланджело в письме своему племяннику пожаловался на постоянную боль в руках. Причем даже ведение записей доставляло ему дискомфорт, не говоря уже о работе инструментами над прочным мрамором при создании скульптур.

 

Кроме остеоартроза художника одолевали расстройства поведения, связанные с психическими болезнями. Микеланджело часто впадал в депрессивные состояния, у него наблюдались и другие патологические изменения психики. Ученые предположили, что все это могло быть вызвано постоянным отравлением свинцом, содержащимся в красителях и растворителях, в том числе и в вине, хранившемся в свинцовых контейнерах.

Изыскания ученых основываются на исследованиях портретов художника в разном возрасте. Эксгумировать для проведения экспертизы тело Микеланджело Буонарроти запретили власти Флоренции.

Косоглазие Леонардо да Винчи


Косоглазие Леонардо да Винчи. Фото: https://homsk.com

 

Косоглазие Леонардо да Винчи. Фото: https://homsk.com


Британские нейробиологи после ряда исследований картин Леонардо да Винчи установили, что у создателя «Джоконды» было серьезное заболевание глаз. Он страдал экзотропией - особым видом косоглазия, при котором один глаз незначительно повернут наружу.

Как предполагают ученые, именно этот дефект помогал Леонардо отображать окружающий мир более объемно. Такой вывод они сделали, так как люди, страдающие экзотропией, испытывают трудности со стереоскопическим восприятием действительности.

 

Дефект Леонардо да Винчи не слишком бросался в глаза, однако художнику все же приходилось напрягать мышцы глаз, чтобы увидеть объемным окружающую действительность. Ученые предположили, что он мог контролировать свой недуг и видеть разное восприятие объектов. Это помогало ему в написании шедевров.

Живописцы во время написания картины имеют тенденцию прикрывать один глаз, чтобы точнее передать очертания объемного предмета на плоский холст. У Леонардо из-за существующего заболевания глаз такой проблемы не возникало, о чем говорят его необычные способности.

Искажённое зрение Эль Греко


Искаженное восприятие действительности из-за астигматизма. Фото: https://homsk.com

 

Искаженное восприятие действительности из-за астигматизма. Фото: https://homsk.com


Искажением зрения страдал и испанский художник Эль Греко. Как утверждал известный офтальмолог Герман Беритенс, у мастера обнаружился серьезный астигматизм. Такое восприятие мира помогало живописцу видеть предметы, вытянутые по вертикали. Свое видение он переносил на холст, создавая необычные шедевры удлиненных фигур. Такое объяснение таланта художника вызвало большую сенсацию.

Однако другой исследователь творчества Эль Греко – психолог Калифорнийского университета Стюарт Анстис развенчал теорию Беритенса, признав ее ошибочной. Он утверждал, что, если бы художник страдал астигматизмом, то все изображения на полотнах были искажены. А удлиненные объекты – это форма самовыражения художника.

Абстрактный взгляд Клода Моне


Абстракционизм Клода Моне связывают с заболеванием глаз.  Фото: https://homsk.com

 

Абстракционизм Клода Моне связывают с заболеванием глаз. Фото: https://homsk.com


Писать свои абстрактные картины Клод Моне начал писать уже в преклонном возрасте. Однако это не было увлечением экспериментальным экспрессионизмом. Как утверждают британские ученые, причиной новых веяний в творчестве мастера стало плохое зрение. В возрасте 60 лет у Моне обнаружилась прогрессирующая катаракта обеих глаз. Из-за этого заболевания краски окружающих объектов воспринимаются приглушенно.

Из-за проблем со зрением художник приглушенно воспринимал краски. Фото: https://homsk.com

 

Из-за проблем со зрением художник приглушенно воспринимал краски. Фото: https://homsk.com


Зная проблемы художника, офтальмолог предложил Клоду Моне сделать операцию по удалению катаракты. Однако художник испугался возможных последствий оперативного вмешательства и отказался. Чтобы не ошибаться в выборе цветовой гаммы, Моне наклеил на тюбики с краской этикетки с названием.
Однако через несколько лет художник все же решился на операцию, после которой он увидел обновленным зрением истинные цвета написанных ним картин. Поэтому Моне многие полотна уничтожил и вернулся к первоначальным цветовым вариантам.

Метафизические галлюцинации Джорджо де Кирико


Метафизические образы Джорджио де Кирико. Фото: https://homsk.com

 

Метафизические образы Джорджио де Кирико. Фото: https://homsk.com


Итальянский художник и литератор Джорджо де Кирико создавал загадочные картины с изображением метафизических образов. Однако, как утверждают ученые, причиной такого безграничного воображения живописца была височная эпилепсия, которой страдал мастер.

Это неврологическое заболевание вызывает приступы сложных галлюцинаций и психосенсорных феноменов. Сам Джорджио признавался, что полотна отображают его галлюцинаторные видения. В его работах присутствует совмещение нескольких реальностей, что перерастает в сложные образы.

Диагноз мастера прослеживается в изображениях полупустынных городских пейзажах. Здесь классическая архитектура и античная скульптура переплетаются странным образом, создавая атмосферу тревожности и таинственности, недомолвок и иносказаний. Персонажи выглядят куклами или манекенами. Искривленное изображение пространства на картинах создает эффект потустороннего присутствия.

https://kulturologia.ru/blogs/090922/54195/




Комментарии:

Нет комментариев
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи

Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Какая ночь-стихи Сергея Есенина -(Премьера песни)

Присоединяйтесь 




Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft