Даже сегодня многие верят в примету, что залетевшая в окно птица приносит несчастье. По мнению древних славян, эти существа — символ душ ушедших. Особенно доставалось филину. Ему даже не надо было попадать в избу, стоило просто сесть на ее крышу. А если человеку предстоял долгий путь в мир иной, он переставал слышать крик филина.
Плохое послание могла принести и сорока. Достаточно было этой птице пролететь прямо над головой человека, чтобы навлечь на него страшную беду, вплоть до ухода. А если птичка садилась на крышу, следовало ждать несчастья с кем-то из семьи.
Воробьев тоже не жаловали. Если маленькая серая птица садилась на подоконник (обязательно с улицы), и стучала клювом по окну, надо было опасаться беды.
А когда в открытое окошко проскальзывали ворон или голубь, то крестьяне начинали готовиться к самому худшему. Говорили, что, скорее всего, кто-то из семьи скоро улетит на небо. Этим объясняется традиция открывать окно в доме, когда человек покинул этот мир. Делалось это с целью, чтобы душа усопшего могла беспрепятственно улететь в небеса.
Если одинокая ворона громко кричала, сидя на ветке, говорили, что он «накаркала» несчастье. Это обязательно следовало принимать во внимание тем, кто ухаживал за больным. Особенно, если с ветки ворона перелетала на крышу.
Не менее опасной считалась залетевшая в избу бабочка. Она приносила с собой большое горе: после посещения дома этим маленьким существом хозяева могли потерять члена семьи. Как и птицы, бабочки олицетворяли души ушедших людей, и их прилет объясняли желанием утащить с собой в небо кого-то из проживающих в доме. К счастью, с бабочками можно было легко договориться, надо было лишь аккуратно поймать ее и отпустить во дворе.
По логике древних славян, бабочка может летать, как на улице, так и в помещении. И, значит, она способна перемещаться между мирами. Это ясно даже из этимологии слова. Например, в древнегреческом языке слово «душа» и слово» «бабочка» почти одинаковы. Что касается русского, то в этом случае имеет место уменьшительная форма слова «бабушка». А это — дух прародительницы, отсюда и образ души-птицы.
Не слишком хорошо на Руси относились и к мышам. Эти грызуны, по мнению крестьян, также олицетворяли души тех, кто покинул этот мир. Если в свежевыкопанной могиле обнаруживали такое маленькое животное, говорили, что это душа усопшего. И в таком случае этого человека называли колдуном.
Иногда мышь представляли злым духом, выходящим к ушедшему, чтобы поделиться с ним особыми знаниями. Когда в доме появлялись мыши, это расценивалось как плохой знак, говорящий о возможных потерях. Говорили, что эти грызуны посещают определенного человека незадолго до трагического события. Иными словами, пытаются выжить его из дома и свести в могилу.
Чтобы избавиться от мышей, крестьяне использовали освященные предметы и еду. Следовало взять их и обойти вокруг избы. А внутри по углам скорлупу от пасхальных яиц. Также освящали мел и писали им специальную надпись на дверях. Брали метлу, которую нищие использовали для подметания церкви и мели ей пол. Забирали немного земли из мышиной норы и выбрасывали как можно дальше, за границами деревни.
Совсем иное отношение было на Руси к тараканам. Каким бы странным это не показалось, их появление вызывало у хозяев дома радость. Это происходило потому, что такие неприятные рыжие насекомые появлялись не у всех. А дело в том, что тараканы выбирали те избы, где могли найти еду. А иных случаях им просто нечем было полакомиться. Таким образом, усатые гости посещали тех, кто имел определенный достаток. Именно потому крестьяне воспринимали их как предвестников богатой жизни и счастья. Была еще одна тонкая грань: если насекомые появились, то для полного благополучия они должны были и остаться на этом месте. Если же тараканы уходили, это считали знаком грядущей беды. И следовало позаботиться о том, чтобы эти существа оставались в доме как можно дольше. Когда славяне переезжали на новое место, они обязательно вместе с вещами брали с собой таракашек. При этом самыми лучшими считались крупные черные особи.
Не одни тараканы сулили богатство. Был еще один усатый представитель, который мог привлечь удачу и деньги — это сверчок. Считалось, что если он появился в доме на Рождество, это очень хорошо: будет и богатство, и здоровье. К сверчку относились бережно, берегли его, охраняли от детей.
Но не только птицам, насекомым и грызунам доставалось на Руси. Были случаи, когда такое отношение возникало и по отношению к людям. Например, когда в семье кто-то уходил в мир иной, следовало в течение сорока дней избегать гостей. Это делалось потому, что, по мнению народа, посетители могли привлечь душу усопшего. И спровоцировать его к тому, что он «утащит» кого-то с собой на небо.
Что касается нечистой силы, то, как считали крестьяне, она не приходит в дом в виде человека, а принимает образ животного или птицы. Особенно уязвимым был Крещенский вечер: именно в это время следовало опасаться свиней, собак, кошек, под видом которых нечисть могла проникать в жилища добрых людей.