Абдул-Меджид I – император Османской империи – был человеком одновременно прогрессивным и непоследовательным. Обычно его имя упоминается в связи с Крымской войной, объявленной России Османской империей и ее союзниками. С другой стороны, император оказывал, вопреки политике все тех же своих европейских союзников, поддержку голодающим в Ирландии и обеспечивал убежища для участников неудавшейся революции 1848 года, реформировал законодательство по западному образцу. Влияние европейских стран на его деятельность было не только политическим, но и культурным – он живо интересовался достижениями западного искусства и научно-технического прогресса. Правда, в некоторых аспектах придерживался и традиционного подхода – у него было десять жен и двадцать наложниц. Тем не менее, при нем появился герб и флаг государства, была построена железная дорога и организована телеграфная связь. Абдул-Меджид I запомнился как основатель знаменитого Дарульфюнуна, который впоследствии стал Стамбульским университетом. Также в годы его правления был открыт Мектеб-и Мулькийе, на основе которого были созданы Анкарский университет и другие учебные заведения. И, конечно, он активно способствовал внедрению западных стилевых направлений в архитектурную и художественную среду Турции.
Традиционно османские правители занимали дворцовый комплекс Топкапы – если это название и неизвестно широкому российскому читателю, то уж слово Сераль знакомо всем – это устаревшее наименование резиденции. Топкапы был возведен еще в пятнадцатом веке, многократно перестраивался. В период правления Сулеймана I на территорию резиденции был перенесен и гарем, ранее располагавшийся за ее пределами. Но ни богатство, ни старинная история не прельщали Абдул-Меджида. Наоборот, он тяготился его средневековым духом. Потому-то он и принял решение – создать нечто принципиально новое, нечто, что соответствовало бы его взглядам, желаниям и потребностям.
Для постройки нового дворца было выбрано место на берегу Босфора. Когда-то здесь была бухта, куда входили корабли Махмеда Завоевателя. Затем на том же месте построили небольшой летний дворец, куда султаны удалялись для отдыха и размышлений вдали от шумного и многолюдного Сераля. Однако летний дворец уже много лет как сгорел, а от засыпанной бухты осталось одно название – Долмабахче, «Насыпной сад». Дворец строили одиннадцать лет и истратили на него столько, что султанская казна оказалась истощена. Считается даже, что непомерные расходы на строительство дворца, обеспеченные в том числе иностранными займами, в конце концов стали одной из причин серьезного кризиса в империи. Однако результат потрясал воображение - дворец легко мог посоперничать с роскошными западными постройками в стиле барокко. Как говорится, каждый правитель желал бы иметь свой Версаль – и Абдул-Меджид его получил.
Слова «пять миллионов золотых фунтов» мало о чем нам говорят – в конце концов, деньги обесцениваются быстро. Однако о потрясающей цене этой архитектурной авантюры говорят и другие цифры – например, на оформление позолоченных элементов интерьера ушло четырнадцать тонн золота, а его постройка стоила казне тридцати пяти тонн золота. Площадь комплекса – сто десять тысяч квадратных метров!
В определенном смысле Долмабахче – результат международного сотрудничества. Строительством руководил зодчий армянского происхождения – Амир Бальян (несколько поколений его семьи были придворными архитекторами правителей Османской империи), а декорированием интерьеров занимались французские мастера, в частности, Сешан – оформитель парижской оперы.
По императорскому заказу художник Иван Айвазовский написал сорок картин, которые и сегодня украшают стены дворца. Не осталась в стороне и королева Виктория – она презентовала султану прекрасную люстру из богемского стекла, четыре тонны блеска и сияния. Есть там и прекрасная коллекция европейского фарфора.
Во дворце двести восемьдесят пять комнат, и все они великолепно декорированы лепниной, позолотой и росписями. Возводилось все это великолепие десять лет, и в отличие от многих царственных мечтателей, которым так и не довелось поселиться в своих фантастических резиденциях, султан переехал туда со своим двором и женами.
Кроме жилых комнат, зала для приемов, гарема и покоев султана на территории дворца расположены бани и библиотеки. На территории комплекса разбит прекрасный сад с фонтанами и двенадцать восхитительно украшенных ворот, которые впору назвать бы скульптурами. И, конечно, в состав дворцового комплекса входит мечеть, возвышающаяся на берегу Босфора.
Долмабахче был домом для шести правителей Османской империи, хотя уже преемник Абдул-Меджида не постеснялся возвести и отдельный, еще один дворец – исключительно по собственному вкусу. Но последующие императоры вернулись под живописные своды Долмабахче. После основания Турецкой республики Мустафа Кемаль Ататюрк, ее первый президент, решил не изменять традиции и сделал Долмабахче своей основной резиденцией. Там он жил, работал – и там же скончался. Последующая история Долмабахче непроста – он то открывался для посетителей, то закрывался на реконструкцию… С 1984 года он получил статус музея и распахнул свои двери для экскурсантов. В связи с тяжелыми политическими событиями 2022 года дворец Долмабахче как место проведения переговоров перекочевал из туристических справочников в новостные сводки, на время перестав быть лишь сказочным жилищем правителей прошлого.
Текст: Софья Егорова.