Зарегистрировано — 123 583Зрителей: 66 647
Авторов: 56 936
On-line — 23 524Зрителей: 4626
Авторов: 18898
Загружено работ — 2 126 531
«Неизвестный Гений»
Новости
На какие жертвы шли женщины царской России ради красоты: Как платья доводили женщин до хромоты и др факты
Многие люди, особенно старой закалки, ругают нынешнюю моду. И пусть некоторые тренды действительно выглядят странно, но хотя бы они не так опасны для здоровья, как, например, в прошлых столетиях. Да, мода царской России была полна роскошества и женственности, но ведь есть и другая сторона медали. За великолепием женщин тех времен скрыто много секретов. Их макияж был причиной «свинцовых колик», платья — отравлений и хромоты, а иногда и возгорания модниц, вплоть до летального случая. Чем жертвовали девушки, чтобы соответствовать эталонам красоты тех времен?
Косметика из свинца
Сейчас практически каждая модница пользуется тональным кремом для выравнивания кожи. И пусть его состав тоже вызывает вопросы, но он хотя бы не содержит ядовитые вещества, которых было предостаточно в косметике былых времен. Еще при царе Иване IV были устроены прилавки, где можно было приобрести заграничные средства для выравнивания тона кожи. Наибольшей популярностью тогда пользовались «венецианские белила» для придания коже модной в те годы аристократической бледности. Из-за высокого содержания в них свинца у модниц появились сильнейшие отравления — «свинцовые колики».
Для удаления веснушек использовали цианистый калий, а модные голубоватые прожилки рисовали анилиновыми красками, провоцирующими анемию. А для придания свежести лицу, девицы пользовались румянами на основе сульфида и хлорида ртути. В погоне за красавицами-аристократками из Италии русские модницы красили брови сурьмой. А самые отчаянные еще и закапывали в глаза ядовитый сок белладонны, благодаря чему зрачки становились крупнее, а глаза блестели. Не все задумывались о последствиях — галлюцинациях и даже потере зрения. А вот в деревнях модницы пользовались более доступными средствами: мукой, крошками мела, свеклой, ягодами и сажей.
Парикмахерское искусство
При Петре Великом писком моды стали парики, причем как для женщин, так и для мужчин. Парики из натуральных волос были доступны лишь людям из высшего общества, остальные же довольствовались искусственным сырьем: шерсть животных, кукурузные волокна, морские травы. С 1730-х годов в моду вошли парики, покрытые пудрой. Так как слишком много пудры уходило на это дело, модницы зачастую использовали муку. Правда в таких прическах нередки были незваные гости: моль, блохи, а иногда и мыши.
Спустя примерно три десятка лет парики уступили первенство в моде излишне объемным и даже вычурным прическам. Чтобы эти конструкции держались на головах модниц, для них сооружались специальные железные, деревянные или другие каркасы. Некоторые красавицы, желая как можно дольше носить прическу, не разбирали ее иногда целыми неделями. Но к началу XIX столетия прошла мода и на такие прически, уступив место украшениям, которые нередко обрабатывались примесями со ртутью, чтобы декорирующие элементы держали форму.
Проблемой были не только отравляющие вещества в украшениях, но и вопросы гигиены. Прически смазывали влажной тканью, а вот мытье головы было редкостью. Зачастую использовали аммиачную воду, которая прижигала и подсушивала кожу головы. В зимнее время нередко использовали яичную или же медово-спиртовую смесь. Естественно, с такой сомнительной гигиеной вши становились настоящей проблемой. С ними боролись с помощью вычесывания, нанесения на кожу головы вытяжек из сала свиней или коров, уксуса, а также мазей из ядовитых трав. Лишь в 1903 году впервые появился порошковый шампунь, а спустя почти четверть века — жидкий.
Платья-убийцы
В первой половине XVIII столетия у женских платьев появились шлейфы, которые демонстрировали статус их обладательницы. Мало того, что из-за этого под подол платья попадали пыль, грязь и микробы, так еще и бывало, что модницы случайно цеплялись шлейфом за проезжавшие мимо кареты. Так как со стиркой в те годы были огромные проблемы, выходные платья зачастую не стирали годами, максимум - застирывали пятна. От трудновыводимых загрязнений избавлялись с помощью токсичных химикатов. Нередко платья передавались по наследству. Но вместе с нарядом новые хозяйки зачастую получали платяных вшей и клопов.
А к концу столетия в Россию пришла французская мода на муслиновые платья. Такие наряды были очень тонкие и надевались на голое тело, поэтому модницы зачастую были подвержены лихорадкам. Ведь ради красоты девушки носили их не только летом, но и в зимнее время. Яркий пример - княжна Екатерина Тюфякина, которая стала первой известной жертвой данного тренда. Она скончалась от острой формы воспаления легких. Таких случаев была масса, но девицы, стремящиеся завоевать сердца кавалеров, все равно гнались за модой.
Опасность заключалась не только в тонкой ткани, но и в модных оттенках. В 1770-х годах химик Карл Вильгельм Шееле создал зеленый краситель, который в 1814 году усовершенствовали другие химики, получив насыщенный изумрудный оттенок. Этого они добились благодаря добавлению в состав уксуснокислой и мышьяковистокислой меди. Этот модный цвет «парижской, или швейнфуртской, зелени» провоцировал сильнейшие головные боли и химические отравления, а также вызывал язвы при контакте с кожей.
В середине XIX столетия запустили производство анилиновых красителей. Они помогли получать яркие и глубокие цвета: розово-оранжевые, голубовато-синие, фиолетовые и прочие. Представительницам прекрасного пола очень нравились шляпки, перчатки и платья таких оттенков. К тому же их стоимость была невысока. Но мало кто задумывался о токсичности этих материалов, а ведь при долгом ношении кожа их обладательниц приобретала серый оттенок, а губы становились насыщенно-фиолетовыми.
Юбки, вызывающие хромоту
В XVIII веке женщины были помешаны на осиной талии. Еще с юных лет ее «лепили» при помощи специальных корсетов. Такие конструкции вызывали у юных модниц обмороки и приступы удушья, оказывали давление на внутренние органы и грудную клетку. А тяжелые каркасы, придающие пышность юбкам, ранили женские ножки, когда их прутики выбивались из общего механизма.
С середины XIX столетия в моду вошел «кринолин» — широкие юбки на обручах, которые были более легкими. Однако иногда их диаметр достигал до двух метров, что затрудняло девушкам передвижение, особенно в карете или дверном проеме.
Благодаря развитию торговли, в России появилось много новых легких тканей, которые использовались для пошива вечерних платьев. Чтобы добавить образу больше воздушности, ткань укладывали слоями и пропитывали крахмалом. Однако материал был огнеопасным и сгорал менее чем за 40 секунд, а из-за крахмала - быстро обугливался. Такая одежда не раз приводила к летальным случаям. Обладательницы этих платьев сгорали вместе с ними от случайно задетой искры свечи или камина.
На замену кринолинам изобрели турнюр. Его особенность заключалась в подушечке на заднике юбки. Вместе с тугим корсетом и высокими каблуками турнюр, который довольно плотно стягивал колени, приводил к искривлению позвоночника. К тому же данная мода не давала девушкам ровно присесть, и им приходилось садиться боком.
В 1910-х годах модными считались так называемые «хромые юбки». Они представляли собой узкую юбку, стягивающую колени, причем она еще больше сужалась ближе к щиколоткам. Диаметры подола не достигали даже метра. Из-за этого женщины могли передвигаться лишь мелкими шажочками, что выглядело как прихрамывание. Особенно тяжело модницам давались бордюры, через которые они с трудом перешагивали. Нередкими были и падения в таких юбках. Кстати, борцы за права женщин считали «хромые юбки» подобными кандалам заключенных. Стоит заметить, что такие юбки в действительности вызывали у девушек хромоту.
Опасные аксессуары
Вторая половина XIX столетия ознаменовалась появлением моды на шляпки с чучелами птиц, которые были обработаны мышьяком для их мумификации и ртутью для податливости материала. От такой моды страдали и носители, и создатели, так как эти вещества провоцировали аллергию, а также судороги и дрожание конечностей.
Затем в почете были огромные булавки, размером около 30 сантиметров. С их помощью столичные модницы прикрепляли шляпки к своим прическам. Бывали случаи, когда такие булавки откалывались, и их острые концы царапали лица людей, находящихся рядом, а иногда и вовсе попадали в глаза. Тогда на официальном уровне было принято решение выпускать подобные булавки лишь вместе с наконечниками.
Длинные узкие шарфики также оказались опасными. Самый громкий случай, связанный с этим, казалось бы, безобидным аксессуаром - трагическая и нелепая смерть танцовщицы Айседоры Дункан. Осенью 1927 года возлюбленная поэта Сергея Есенина ехала в спортивном кабриолете, обернув вокруг своей шеи модный шарф, который являлся частью ее сценического образа. Когда машина тронулась, край алого шарфа попал в спицованные колеса автомобиля, задушив мгновенно свою хозяйку.