Зарегистрировано — 123 583Зрителей: 66 647
Авторов: 56 936
On-line — 23 507Зрителей: 4623
Авторов: 18884
Загружено работ — 2 126 547
«Неизвестный Гений»
Новости
Как катастрофа дирижабля «Гинденбург» поставила крест на эпохе гигантских летательных аппаратов
Сейчас сложно представить, что всего столетие тому назад люди совершали межконтинентальные путешествия на дирижаблях. Они были настолько очарованы гигантскими воздухоплавательными кораблями, что всем казалось - за ними большое будущее. Но страшная катастрофа, случившаяся с немецким дирижаблем "Гинденбург" в 1937 году в небе над Нью-Джерси, поставила жирный крест на эпохе летательных аппаратов, наполненных водородом.
Гигантские воздушные корабли, которые начали строить в Германии 1930-х годах, могли совершать беспосадочные полёты протяженностью от 10 000 до 15 000 километров. Полезная нагрузка при этом составляла до 90 тонн (полный вес около 200 тонн). По сравнению с самолётами дирижабли обладали рядом преимуществ: во-первых, они могли надолго зависать в воздухе над определёнными районами и при этом не расходовать горючее; во-вторых, они были популярны своей комфортабельностью. На борту такого великана пассажирам можно было и пообедать в настоящем ресторане, и на протяжении всего путешествия жить в отдельных каютах.
Однако в конструкциях таких воздушных гигантов был и огромный минус. Как известно, оболочка классического дирижабля наполнялась недорогим и простым в производстве водородом, который был легче воздуха и, который был очень взрывоопасен. Невзирая на то, что в конце 20-х годов был найден безопасный аналог водорода в виде газа гелия, некоторые европейские страны, строя дирижабли, на свой страх и риск, вынуждены были полагаться только на водород, который становился причиной многих катастроф. А все потому, что Соединенные Штаты, будучи на тот момент единственными производителями гелия, наложили запрет на экспорт этого газа нацистской Германии и её союзникам.
Германия при этом, будучи абсолютным лидером дирижаблестроения не очень-то переживала из-за отсутствия гелия, так как немцы очень щепетильно относились к необходимым мерам безопасности. Но потерпев крушение в 1937-м, именно немецкий «Гинденбург», полностью зачеркнул будущее пассажирских дирижаблей.
«Гинденбург» - гордость фюрера
На постройку жесткого дирижабля LZ 129, впоследствии названного «Гинденбург», ушло около пяти лет. Его каркас, собранный из легкого прочного сплава алюминия, меди и магния, сверху был обтянут прочной тканью. На то время он являлся крупнейшим воздушным судном, имевшим длину - 245 метров (что всего на 24 метра короче «Титаника»), диаметр - 41,2 метра, объём водорода в баллонах -200 000 м3. Гигант был оснащён четырьмя дизельными двигателями, для работы которых использовалось 60 тонн топлива. С такими техническими характеристиками «Гинденбург» мог развивать скорость до 135 км/ч, а также поднимать в воздух до 100 тонн полезной нагрузки и 100 пассажиров.
«Гинденбург» без преувеличения, называли не только самым крупным пассажирским дирижаблем в мире, он был настоящим шедевром инженерной мысли и одновременно с этим - мощным символом пропаганды Третьего Рейха и гордостью Адольфа Гитлера. В довоенное время нацисты Германии рассматривали дирижабли как важное средство пропаганды за рубежом, сделав их своей визитной карточкой. Свой первый пробный полет «Гинденбург» сделал 4 марта 1936 года, а уже в мае гигантский корабль совершил свой первый трансатлантический перелет в Америку.
Роскошь «Гинденбурга» - для богачей
Нужно отметить, что такой перелет на «Гинденбурге» в одну сторону стоил на то время огромных денег — 400 долларов (по нынешним меркам это около 7000 долларов). Поэтому не сложно догадаться, что его пассажирами были очень состоятельные люди: политики, спортсмены, артисты и крупные промышленники и банкиры.
По этой причине пассажирам старались создать на борту максимальные удобства. По сути - это был летающий роскошный дворец, с высокой степенью комфортабельности. В ресторане лучшие повара Германии готовили изысканные блюда для пассажиров, путешествующих из Европы в Америку. При сервировке использовалась только позолоченная посуда. В баре подавали фирменный коктейль «Гинденбург».
В распоряжении пассажиров на верхней палубе дирижабля был не только ресторан, но и читальный зал, отдельная зона отдыха и музыкальный салон. Излюбленным местом пассажиров было помещение в куполе дирижабля, оборудованном для обзора. На нижней палубе была даже специальная комната для курения, представлявшая собой герметичную капсулу с мощной системой вентиляции.
Каждая каюта была площадью три квадратных метра и оснащена двумя кроватями, пластиковым умывальником, небольшим встроенным шкафчиком и откидным столиком. Окон и индивидуальных туалетов не было.
Система безопасности на «Гинденбурге»
На «Гинденбурге» очень пристальное внимание уделялось мерам безопасности. До крушения в мае 1937-го дирижабль совершил 11 трансконтинентальных перелётов с пассажирами на борту. При этом ни разу не возникало аварийных ситуаций, благодаря слаженной работе команды, которая была строго проинструктирована и экипирована антистатистической одеждой и обувью на специальной подошве. Но самое важное - во избежание возгорания водорода, перед посадкой у всех, не исключая самых высокопоставленных пассажиров, производилось изъятие зажигалок, спичек, даже электрических фонариков.
Последний полёт дирижабля
«Гинденбург» отправился в последний полёт вечером 3 мая 1937 года из Германии в Америку, с 97-ю пассажирами и членами экипажа на борту. Управлял кораблём 46-летний капитан Макс Прусс, ветеран Первой мировой войны.
6 мая 1937 года во второй половине дня, когда «Гинденбург» величаво проплывал над Манхэттеном, все пассажиры собрались у обзорных окон. А репортеры и фотографы расположились на самом высоком здании в Нью-Йорке, чтобы не пропустить потрясающего зрелища. Демонстрируя дирижабль американцам, капитан на несколько минут подвел его к смотровой площадке, после чего медленно последовал в сторону авиабазы Лейкхерст, расположенной в 100 километрах.
Однако грозовой фронт вынудил капитана отложить приземление, и дирижабль ещё пару часов кружил в воздухе над авиабазой. Лишь в восьмом часу вечера, получив разрешение на посадку, Прусс дал приказ сбросить причальные канаты. Все это время внизу огромная толпа ожидала спуска «Гинденбурга», чтобы приветствовать прибывших из-за океана. Когда были сброшены наконец-то причальные концы, популярнейший журналист Герберт Моррисон начал свой радиорепортаж о благополучном прибытии дирижабля.
Однако за несколько минут до начала высадки пассажиров в газовом отсеке произошло возгорание и раздался чудовищной силы взрыв - огонь стремительно переметнулся в носовую часть дирижабля. Через 34 секунды он рухнул на землю и от гигантского корабля остался только остов из искореженного металла. Люди внизу, ставшие свидетелями ужасной катастрофы, застыли от ужаса.
36 человек на борту мгновенно стали жертвами пламени. Над посадочной полосой неслись душераздирающие крики погибающих людей, запахло горелым мясом. Встречающие на земле кинулись врассыпную. Фоторепортер Сэм Шир успел сделать всего один кадр, который впоследствии печатали во всех газетах и журналах мира. Кинорепортеры успели также заснять момент взрыва и крушения на киноленту. Это было нечто такое, чего люди никогда ещё не видели - ужасная катастрофа, снятая на камеры именно в момент, когда она происходила.
К счастью, погибли не все. В катастрофе из 97 человек выжили 62, в том числе и капитан. Погибли 13 пассажиров, 22 члена экипажа и один служащий базы, находившийся на земле.
Причина катастрофы. Расследование
Как же так могло случиться, что гарантированная безопасность привела к внезапной трагедии? По официальной версии, причиной крушения стала утечка водорода в результате взрыва с последующим его возгоранием. Первым предположением комиссии, расследовавшей это дело, был умышленный саботаж. Дирижабль могли уничтожить именно как символ Третьего рейха. Но затем вероятность саботажа решительно отмели и дело о взрыве корабля закрыли, несмотря на громкие протесты прессы и общественности. Потому как Германия не могла также допустить, чтобы эта трагедия вызвала во всем мире недоверие к совершенству немецкой техники.
Прошло еще тридцать четыре года, прежде чем пролился свет на эту историю. В своих мемуарах Майкл Макдональд Муни, обращаясь к гибели корабля, подробно описал, как молодой антифашист Эрих Спель спланировал и осуществил взрыв с помощью часового механизма, заложенного при взлете. Он был техником по сборке самолетов и сам погиб при пожаре. Спель не мог предположить, что из-за грозы задержится посадка.
P.S.
К сожалению, это было не единственное крушение. Согласно статистики в 1922 году взорвался итальянский дирижабль "Рома", в результате чего погибло 34 человека. В 1923 году на борту французского дирижабля "Диксмюд" погибло 52 человека. В 1930 году, упал и взорвался британский дирижабль R101, в результате катастрофы погибло 48 человек, включая министра авиации Великобритании. В 1933-м американский военный дирижабль-авианосец «Акрон» потерпел крушение у берегов США: из 76 членов команды уцелели лишь трое, что стало самой крупной катастрофой. Однако крушение немецкого «Гинденбурга» в 1937-м быстро затмило гибель «Акрона» — потому, как стало одним из первых крушений, произошедших в прямом эфире.
Сразу после трагедии, постигшей корабль, Германия прекратила все пассажирские полеты дирижаблей, а также их проектирование. В 1940 году два других пассажирских воздушных корабля - «Граф Цеппелин» и «Граф Цеппелин II» — были разобраны, а их дюралюминиевые каркасы были отправлены на переплавку. Вот так гибель «Гинденбурга» стала началом конца эры дирижаблей.