Запахи невозможно увидеть или потрогать, но они воздействуют на нас эмоционально и даже физически. Это объяснение можно применить, например, к понятию культуры или к самому понятию магии. Тем более, что эти две сферы тесно связаны между собой. Магия же напрямую зависит от запахов, она основывается, можно сказать, на них. История этой связи уходит своими корнями в настолько глубокую древность, что разобраться в этом весьма и весьма сложно. Можно рассмотреть часть этой истории, которая формирует сегодня понятие о магических практиках на Западе. Истоки её находятся в древней Греции и Риме.
Во времена античности абсолютно все греки и римляне, независимо от социального положения в обществе, верили в магию. Более того, они её использовали! В ходу были как всевозможные заклинания, включающие и благословения, и проклятия, так и различные практические вещи. Были целые трактаты о садовых и огородных чарах, исцеляющих порошках и притираниях, ну и конечно же, об ароматах. Ароматы были самые разные. Они могли оттолкнуть противоположный пол, могли привлечь, могли принести удачу, финансы и так далее.
Справочники по магии того времени показывают, что греко-египетские волшебницы широко использовали ароматы в своих ритуалах. У них даже чернила были ароматическими. Медицина тогда вполне справедливо считала, что сильно пахнущие виды растений более эффективны с лечебной точки зрения, чем другие. Повсеместно считалось, что сами боги невероятно сладко пахнут, а места, к которым они прикасались, сохраняют прекрасный запах. Это в итоге и сделало все приятные запахи признаком контакта с божественным.
Профессиональные маги арабского древнего мира утверждали, что могут проклинать врагов, вызывать богов, исцелять больных, вызывать призраков, предсказывать будущее и совершать другие чудеса. Сохранившиеся описания говорят, что большинство из них были мужчинами, хотя, конечно, не все. Однако когда дело доходит до греческой и римской литературы, большинство магов — это женщины.
Ведьмы в древней литературе используют запахи ещё более агрессивно, чем их реальные коллеги. Самой известной ведьмой древности, безусловно, является Медея из поэмы Аполлония «Аргонавтика». Она неоднократно использует магию запахов, помогая Ясону с поисками Золотого руна. Медея усыпляет, например, грозного дракона, охраняющего руно, распевая заклинания и брызгая ему в глаза сильно пахнущими травяными снадобьями. Запах её травяных отваров в конце концов сражает мифического монстра. Чуть позже она разбрасывает травы по ветру, чтобы заманить в ловушку её собственного брата. Когда тот попадается в неё, Ясон убивает его и они с Медеей сбегают.
Римский поэт Гораций также написал несколько стихотворений о персонаже по имени Канидия. Эта ведьма не так красива как Медея, у неё чёрные зубы и длинные острые ногти. Ведунья раскапывает могилы. В одном из стихов ведьма со своими приятельницами убивает ребёнка, чтобы забрать его печень и костный мозг. Их она хочет использовать для создания неких волшебных духов, чтобы снова очаровать её возлюбленного, который её бросил. Далее Гораций описывает, как Канидия пытается приблизиться к своему избраннику. Тот грубо её отталкивает и в отместку она с помощью этих духов заставляет его переживать вместо влечения мучительные страдания.
Недаром в патриархальных обществах Рима и Греции к женщинам относились с подозрением. Им вменяли плохой самоконтроль, особенно в вопросах финансов, алкоголя и мужчин. Мало того, что они были слабы во всех этих аспектах, но и склоняли сильный пол к бездумному потаканию своим слабостям. Волшебные ароматы играли в этом совсем не последнюю роль. Они могли превратить женщину самой заурядной внешности в опасную роковую соблазнительницу, которой невозможно ни в чём отказать. Косметика и парфюмерия превращали её в абсолютно непобедимое существо. Мужчина полностью терял контроль над собой и своими поступками, буквально лишаясь всяких задатков здравого смысла.
Древнеримский философ Плиний Старший писал, что лучшие духи - это те, которые заставляли всех мужчин в округе позабыть, что они делали, когда мимо проходила женщина, носящая их. Поэт Овидий утверждал, что если вы хотите избавиться от любви, вам следует нанести предмету своей страсти неожиданный визит, чтобы застать её без макияжа и её «ароматических зелий».
Безусловно, все эти рассказы возникли не на ровном месте. Благоухающие зелья Медеи и магические духи Канидии — это обычные женские духи, действие которых сверхъестественно преувеличено. Все эти истории объединяет то, что их писали мужчины. Они и приписывали женщинам эти сверхъестественные качества, ибо боялись их очарования. Они боялись потерять голову настолько, что готовы были в своём страхе окрестить любую соблазнительную женщину ведьмой.
Даже во всем известной «Илиаде» богиня Гера отвлекает своего мужа Зевса от Троянской войны, соблазняя его. Делает она это с помощью целого ритуала омовения, притирания ароматическими мазями и нанесения духов божественно ароматной амброзии. Ещё Гера одолжила у Афродиты волшебный пояс, наполненный ароматными травами, который способен вызывать у мужчин вожделение. В итоге Зевс уснул в объятиях Геры, напрочь забыв о том, что бушует битва.
Неразрывность связи ароматов с волшебством в умах людей сохранялась ещё весьма долгое время после краха античного мира. В романах часто фигурируют магические порошки и дурманящие ароматические смеси. Например, британский писатель и поэт Клайв Стейплз Лью́ис в 1953 году выпустил роман под названием «Серебряный стул». В сюжете фигурирует ведьма, которая вполне могла быть родственницей Медеи. Она бросает в огонь некий зелёный порошок, чтобы получить «сладкий и сонный» аромат, который сбивает остальных героев с толку.
Сегодня пахнуть как ведьма модно. Женоненавистнические стереотипы о соблазнительных волшебницах и злых старухах канули в Лету. Их место заняли феминистские символы. Современные парфюмеры часто дают своим ароматам имена в честь знаменитых ведуний, создавая ассоциации с их заклинаниями и зельями. Это напрямую говорит о том, что многие люди находят это весьма вдохновляющим.
Например, известная парфюмерная компания Black Phoenix Alchemy Lab выпустила целую серию таких ароматов. Только реклама современных духов, вызывающая волшебные образы прошлого, часто представлена с феминистским уклоном. В рекламе аромата «Medea» говорится, что это подлинное «воплощение безжалостной силы, неукротимой воли и яростной мести». Компания Aether Arts Perfume не отстаёт в этом плане, их духи «Цирцея» предназначены для «женщины власти и силы». Так что почувствовать себя хоть ведьмой, хоть богиней Гекатой сегодня проще простого.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/291022/54614/