Внезапное обращение художников к миру фэйри исследователи объясняют по-разному. Важно понимать, что именно в этот период в Европе и России произошел поворот к так называемому «национальному романтизму». В разных странах он получал разные воплощения, в Великобритании же большую популярность получили литературные обработки старых кельтских легенд о Малом Народе (или Старшем Народе – на всякий случай не будем оскорблять фэйри!), изысканные повести, написанные на их основе викторианскими авторами, и, как следствие, поэзия, драматургия, вдохновленные ими же. Тексты требовали оформления – так и появилось множество изображений фей. Кроме того, этот временной отрезок совпал с промышленной революцией, которая скорее пугала, чем давала надежду на благотворное влияние прогресса, и многие художники окунулись в прекрасный мир древности, чтобы найти там покой и красоту. Рос интерес к спиритуализму, мистике, всему призрачному и загадочному.
С другой стороны, прогресс давал художникам новые яркие впечатления – например, пьесы Шекспира теперь шли в газовом и электрическом освещении, костюмы шились из новых тканей, окрашенных в яркие цвета, а развитие механики подарило сценографам множество механизмов, создающих фантастические эффекты на сцене. Не обходятся исследователи и без упоминания опиатов. Действительно, наркотические средства распространялись в то время бесконтрольно, последствия их употребления было мало изучены, а медицина тех лет рекомендовала использовать их от кашля, головных болей, нервозности… Применение опиатов на бытовом, повседневном уровне тоже могло повлиять на восприятие творческими людьми окружающей действительности.
Пожалуй, Джона Фицджеральда можно назвать ярчайшим представителем жанра – его называли «Королем сказочной живописи». Его картины сочетают в себе очарование и леденящую кровь атмосферу непостижимого, невозможного мира фей. Известно о нем немного, и ничего сверхъестественного в его биографии нет – а потому работы Фицджеральда обретают особую загадочность.
Джон Анстер Кристиан Фицджеральд родился на юге Лондона, в творческой семье – его отец был поэтом, правда, малоизвестным. Кажется, ранние годы карьеры Фицджеральда были связаны с театральной сценой, но не сохранилось ни текстов его пьес, ни каких-либо эскизов. Никакого профессионального художественного образования он не получил. Известно, что в тридцатилетнем возрасте женился на женщине, которая была на одиннадцать лет младше него, счастливо или нет – сложно сказать, однако воспитал с супругой шестерых детей.
В 1845 году внезапно его полотна, посвященные жизни фей, оказались на выставке Королевской академии художеств в Лондоне и произвели там фурор. Выставлялся он там регулярно следующие полвека, участвовал и в других известных выставках. В конце пятидесятых рисовал для «Иллюстрированных Лондонских новостей». Несмотря на свою популярность, Фицджеральд был закрытым и малообщительным человеком. Вся его светская жизнь ограничивалась лондонским клубом с оригинальным названием – «Дикарь». Там собирались художники, поэты и музыканты демократичных взглядов – в Англии в то время набирал обороты социализм. Им претил пафос и элитарность. Выходцы из среднего класса, не имевшие отношения к аристократии, они называли себя «рабочими людьми искусства».
Помимо картин на сказочные и мистические темы, Фицджеральд писал обнаженную натуру, портреты на заказ и исторические сцены, никоим образом не отличавшиеся от «стандарта» академической живописи того времени. Как будто было два Джона Фицджеральда – посредственный художник, зарабатывающий себе на жизнь частными заказами, и тот, кто вхож в царство фей.
Живопись Фицджеральда отличает сочетание реалистичной детализации, немного наивного изображения животных и птиц и обилие монструозных фигурок с искаженными пропорциями. Ни его гоблины, ни его феи не кажутся красивыми – скорее они пугают зрителя. Они живут среди цветов и трав на холмах Британии, а в гости к ним наведываются то кошки, то зимородки… Иногда с трагичными последствиями.
Все эти картины художник не датировал, не давал им названий, а когда и давал – они совершенно не согласовывались с изображением. Поэтому продавцы и галеристы именовали их по-своему. Известность и узнаваемость стиля Фицджеральда породила огромное количество подделок, что на сегодня тоже добавляет проблем исследователям его творчества.
«Наркотическая» версия происхождения сюрреалистических сюжетов в искусстве, на самом деле, не так уж хороша. Художников, чья фантазия безгранична и смела, она клеймит как «наркозависимых» и «психбольных». И в рамках этой теории же получается, что человек действительно имеющий ментальные проблемы или зависимости, неспособен создать что-то стоящее, и все, что он делает – просто «бред». Однако же ничто не может сделать человека талантливым, если он не одарен живым воображением и творческой смелостью. Некоторые работы Фицджеральда изображают мужчин и женщин, грезящих о феях – а на прикроватном столике внимательный глаз действительно различит аптечную склянку, предположительно, содержащую лауданум. Одна из таких картин считается автопортретом художника в молодые годы. Это дает исследователям повод утверждать, что спиритуальный реализм Фицджеральда – плод его взаимоотношений с опиатами. Но не стоит забывать об ирландском происхождении художника – ведь ирландский фольклор, с которым он был знаком с детства, изобилует зловещими и всесильными образами фэйри.
Он увлекался творчеством Шекспира, как и многие его современники, ценил живопись Босха и Брейгеля, чье влияние на его художественный стиль неоспоримо. Сказочная живопись Джона Фицджеральда черпает свой сладкий яд из многих источников, как и вся культура викторианской Англии.
Текст: Софья Егорова.
23 февраля ’2023 19:48
прекрасный художник, я ему благодарен.
|