Достоверных портретов Анны Комниной до наших дней не дошло. То единственное изображение, которое обычно украшает её биографии, ничего не говорит ни о её красоте, ни тем более о её уме. Эта женщина вошла в историю, но сама она не считала свою жизнь счастливой. Для неё это была сплошная череда неудач и несчастий...
Отец Анны, император Алексиос I Комнин был узурпатором. Византия находилась в состоянии народного бунта. Законного императора Исаака заставили постричься в монахи. Тут же трон занял один наследник, потом другой... За короткое время Византия сменила пять императоров. Народ был недоволен, а Алексей взял власть в свои руки. Он был племянником опального императора Исаака, нашлись те, кто его поддержал. Так он стал императором Алексиосом I.
Молодой человек был женат на юной девушке Ирине Дукиной. Он страстно желал рождения наследника, но первой супруга родила ему дочь Анну. Это случилось в 1083 году. Появилась девочка на свет, как положено особам царских кровей — в Порфировой палате императорского дворца в Константинополе. Анна была объявлена наследницей престола, на неё возложили царский венец. Без промедления девочку обручили с Константином Дукой, чтобы укрепить её позиции как наследницы трона. Он был сыном бывшего императора Михаила VII. В своих книгах Анна позже писала, что молодой человек был похож на ангела. Юноша был наделён такой небесной красотой, что казалось он не от мира сего.
По традиции Анна покинула родной дворец и уехала жить к своей будущей свекрови Марии Аланской. Образованием девочки занималась бабушка Анна Далассина. Она души во внучке не чаяла, нанимая лучших учителей по математике, астрономии, философии, медицине. Образование Анна получила настолько блестящее, что таковым не могли похвастаться самые высокопоставленные особы мужского пола. В то время подобное для женщины считалось неподобающим. Девушку пытался урезонить отец, но она была непреклонна. Тайком она обучалась всему, что её интересовало. Особым расположением у неё пользовались античные авторы, а фаворитом был Аристотель.
К этому времени отец Анны смирился, что жена рождает лишь дочерей и не надеялся на появление мальчика. Старшая дочь готовилась стать в будущем императрицей. Неожиданно Ирина дарит супругу столь желанного сына. Он называет его Иоанном и мгновенно объявляет своим наследником. Анна не могла прийти в себя от этого удара судьбы. Кроме того, мальчик не проявляет каких-либо особых способностей. Многие считали его совершенно негодным на роль правителя.
Анне было всего 14 лет, когда её красавец-жених скончался. Она прекрасно понимала, что теперь, из-за брата, её единственный шанс когда-либо увидеть трон - это удачный брак. Девушка вышла замуж за уважаемого и опытного полководца Никифора Биренния Младшего. Своему супругу она родила четверых детей и вообще была образцовой во всех отношениях женой. Никифор тоже был умён и хорошо образован, он даже писал исторический труд. Анна постоянно плела со своей бабушкой интриги, пытаясь свергнуть отца, но муж был верен императору и все попытки были тщетны. Когда Алексей умирал, Анна Далассина на коленях умоляла его изменить решение и отдать трон дочери, но он тайком отдал императорский перстень сыну. Анна осталась ни с чем. Императором был объявлен её младший брат Иоанн.
Женщины продолжали организовывать заговоры, на императора совершались покушения. Иоанн не был совсем глупым, он прекрасно понимал откуда ноги растут. Он сослал сестру в Богородице-Кехаритоменский монастырь, основанный их матерью. Всё, что принадлежало Анне, было конфисковано, ей запретили когда-либо возвращаться домой. Анна была глубоко оскорблена этим наказанием и решила провести время в своём изгнании с пользой. Она решила закончить когда-то начатый труд своего мужа. Результатом работы стала «Алексиада». Она стала своеобразной местью семье за все обиды.
Анна писала летопись три года. Она охватывает период с 1069 по 1118 год нашей эры. Это подробный и откровенный исторический труд, который она посвятила своему отцу. Текст представляет собой весьма впечатляющее исследование, наполненное проницательностью мнений и изобилующее тонкими юмористическими комментариями. Без сомнения — это самая потрясающая работа, написанная женщиной в средние века.
Анна Комнина написала «Алексиаду» на аттическом греческом языке (также известном как классический греческий). Она состоит из тринадцати книг, которые условно можно разделить на четыре основные части. Первые три книги посвящены приходу к власти её семьи. Несмотря на все свои обиды и обещания быть беспристрастной, Анна делает всё, чтобы оправдать отца и все его действия. Книги с четвёртой по девятую охватывают большую часть военной истории Византии. Она чрезвычайно подробно описывает различные войны, происходившие в то время, в том числе с норманнами, скифами, турками и половцами.
Десятая и одиннадцатая книги посвящены более конкретной военной истории, а именно Первому крестовому походу 1096–1104 годов нашей эры и норманнскому вторжению в Византию в 1105 году. Также эти последние две книги содержали не только разные подробности военной истории, но и откровенные описания внутренних проблем государства. Основной из которых были высокопоставленные церковные еретики.
Анна Комнина не полагалась исключительно на своё прежнее положение при дворе при написании «Алексиады». Она использовала множество других источников, подкрепляла свои выводы официальными отчётами, договорами, записями и свидетельствами очевидцев. Всё это она могла приправить малой толикой дворцовых сплетен. Воспоминания о пребывании при дворе делают книги Анны весьма увлекательными для чтения. Она иногда весьма подробно описывала внешность своих исторических современников и детали их одежды. Историки в восторге от её труда.
Тот факт, что «Алексиада» - это бесценный исторический документ, не означает, что у неё нет недостатков. Сама Анна признавалась, что несмотря на то, что она старалась быть предельно беспристрастной, её работа не может не содержать отражения её личного субъективного мнения. Особенно это касается книг, посвящённых отцу. Своего венценосного родителя она описывала, как «огненный вихрь, излучающий красоту, изящество, достоинство и неприступное величие».
Рассказы о его военном мастерстве и доблести на поле боя, вообще делали его похожим на некого древнегреческого героя. В одном из таких разделов, например, чрезвычайно подробно живописалось, как Алексиос якобы без особых проблем сразился с тремя опытными латинскими военачальниками. На творчество Анны явно очень сильно повлияли древнегреческие писатели. Описания военных подвигов её отца очень уж напоминали приключения Одиссея. С другой стороны, Анна очень мало пишет о своём брате Иоанне и его сыне. Если и пишет, то лишь в негативном ключе.
Исторический труд Анны Комниной также продемонстрировал классический византийский комплекс превосходства над другими культурами. Она описывала латинян и франков как варваров и мало что хорошего говорила о турках или армянах. Книга во многом оправдывает захватнические войны Византии и крестовые походы.
Нелишне будет заметить, что когда Анна писала свои книги, женщины не пользовались той свободой, которая есть у большинства сегодня. Поэтому, чтобы оправдать неподобающие для слабого пола действия, ей пришлось объявить свой труд памятником покойным отцу и супругу. При этом однозначной предвзятости всё же не было. Уважение к родителям было святой традицией Византии. Если проанализировать всё написанное Анной, то становится заметно, как она мастерски балансирует между критикой недостойных действий своего отца и послушанием, обязательным для дочери.
Ярким примером этого служит подробное описание одной из битв отца, когда его отряд, преимущественно состоящий из турок, на которых византийцы смотрели свысока, разграбил великий город. Анна пишет, что император Алексиос нарушил религиозный закон, вторгшись в город в Великий четверг. Это был священный день, во время которого такие действия были строго запрещены. В те времена в Византии это выставляло его совсем не в лучшем свете. Она могла бы об этом не писать, но написала. Это показало, что она не боялась критиковать своего отца.
«Алексиада» Анны Комниной имела оглушительный успех в определённых кругах. Несмотря на то, что она была женщиной, её учёные достоинства всё же признавались. Умерла она в 1153 году, ей было 70 лет. На похоронах Анны Георгиос Торникес похвалил её красоту, обаяние, остроумие и интеллект. Он также описал её как женщину, «более мудрую, чем мужчины, на словах, более мужественную в поступках и более благоразумную в испытаниях». Для того периода, в котором они жили, вряд ли можно было бы лучше похвалить женщину-учёного. Попасть не только в число именитых учёных-мужчин, но и стать лучше, было фантастическим достижением.
К сожалению, более поздние учёные-мужчины полностью посвятили себя очернению имени Анны Комниной. Почти тысячелетие «Алексиада» не признавалась, ассоциировалась с негативом, а не признавалась шедевром, каковым является по праву. Сегодня никто не стесняется признавать очевидные достоинства этих исторических текстов. Труд Анны справедливо считают шедевром литературы и истории.