В префектуре Нагано среди первозданной природы в 1988 году была построена уникальная христианская церковь, которую посвятили ни святому или Богу, а японскому писателю, проповеднику-евангелисту, наставнику христиан, основателю Бесцерковного движения Японии периода Мэйдзи – Учимуре Канзо (Uchimura, Kanzo). Автором проекта был американский архитектор Кендрик Бэнгс Келлогг, последователь органической архитектуры, что сказалось и на ее формах, и на выборе строительного материала.
Интересный факт: Учитывая, что церковь посещают последователи японского движения нетрич, игнорирующие большинство церковных традиций, неудивительно, что в ней не увидишь ни роскоши, ни фресок, ни даже креста или иконостаса. Зато здесь можно отрешится от навязанных канонов, ощутить свободу, стать ближе к природе, ведь в удивительном архитектурном творении, построенном из природного камня, где нет ни единой ровной стены или прямого угла, каждый паломник сможет почувствовать неразрывную связь с окружающим миром.
Швейцарский архитектор Марио Ботта – живая легенда, один из основоположников постмодернизма в архитектуре сакральных объектов, мастер передачи света и тени, который может похвастаться 22 реализованными проектами культовых объектов, больше всего гордиться именно этой реконструкцией, точнее сказать, строительством современного храма. Его работы можно узнать из тысяч благодаря необычным формам, нарушающим все представления о храмовой архитектуре. Взять, хотя бы Церковь Сан-Джованни Баттиста (Святого Иоанна Крестителя) в Миньо, которую построили на месте разрушенного лавиной храма, датируемого XVII веком.
В тот злополучный день 25 апреля 1986 года была уничтожена не только святыня, но и погибли жители, в честь которых и была восстановлена церковь, правда, в ней можно увидеть лишь два колокола и фундамент, сохранившиеся после трагедии.
Мечеть короля Абдаллы стала украшением нового финансового района в столице Саубовской Аравии Эр-Рияде. Примечательным стал не только тот факт, что построена она из тесселированного камня (мозаика из кубической формы камня, глины и др.). Ее уникальный дизайн, разработанный Махмудом Абугазалом и его командой из Омрании, органично переплетается с окружающими архитектурными объектами и отчетливо напоминает «каменную розу пустыни» или строение кристаллов, что делает мечеть заметным культовым объектом. Благодаря натуральному материалу и сложным параметрическим мотивам фасад здания не нуждался в дополнительном декоре, что еще раз подчеркнуло правдивость выражения – «красота в простоте».
По сведениям редакции Novate.ru, новая Большая мечеть короля Абдаллы была отмечена главной Международной архитектурной премией 2020 года, которую присуждает Чикагский Атенеум и Европейский центр архитектурного дизайна и городских исследований.
Архитектурные студии Chasper Schmidlin & Lukas Voellmy в живописной долине Энгадин, неподалеку швейцарского города Суш завершили проект неординарного Художественного музея, для создания которого использовали остатки монастыря, датированного XII веком. В дополнение к реорганизации исторического объекта, авторы проекта предусмотрели расширение за счет углубления в склон горы, что позволило создать дополнительное выставочное пространство.
Реконструкция была проведена и в старинной пивоварне, и постоялого двора, расположенных на монастырской территории, поскольку обитель монахов вплоть до XIX века выполняла роль пункта для отдыха и смены лошадей на древнем паломническом маршруте в Сантьяго-де-Компостела, более известном как Тропа Иакова.
Примечательно: Muzeum Susch – это частный музей, основанный Гражиной Кульчик, польским предпринимателем и давней сторонницей современного искусства. Ее личная коллекция стала центральной экспозицией, где прослеживается матрилинейность через историю искусства. Музей официально открыл свои двери в январе 2019 года с первой групповой выставкой «Женщина, смотрящая на мужчин, смотрящих на женщин».
По необычному пути пошел автор проекта Бахадир Кул, разрабатывая здание автовокзала для турецкого города Невшехир. Чтобы придать архитектурному объекту аутентичности, он «обернул» конструкцию из стекла и стали каменными плитами, создавая стилизованный образ пещерных городов Каппадокии, непревзойденным очарованием которых всегда вдохновлялся.
Строительство Национального академического театра оперы и балета в Осло стало особенно значимым событием, поскольку вплоть до XXI века Норвегия оставалась единственной европейской страной, в которой не было своего оперного театра. Хотя речь о необходимости его строительства велась начиная с XIX века. Как бы там ни было северный берег залива Бьорвика вот уже 20 лет украшает удивительное мраморное здание, являющееся крупнейшим общественным зданием, построенным в Норвегии с тех пор, как был возведен Нидаросский собор (масштабная реконструкция и строительство велись в середине XIX века).
Уникальнейший пример современной архитектуры с применением камня можно увидеть в пригороде Стамбула (деревня Бюйюкчекмедж), где в 2015 году появилась мечеть, интегрированная в склон холма. Этот культовый объект во всех смыслах слова отходит и от канонов строительства мечетей, и от традиционного дизайна исламских святынь, нарушая все архитектурные табу. Похожий на пещеру молитвенный зал, вмещающий свыше 600 человек; аскетизм и простота дизайна, придерживающийся исламских и османских традиций, тонко подчеркивающие красоту камня; достаточная глубина, чтобы изолировать молящихся от внешнего мира – все это «призвано побудить верующих сосредоточиться на сути религиозного пространства и исламской вере».
В Александрии, на берегу Средиземного моря, в 2001 году появилась новая достопримечательность с глубокой древней историей. Речь идет об известной Александрийской библиотеке, разрушенной еще на заре первого тысячелетия нашей эры. Место, где хранились обширные коллекции рукописей античных ученых, философов и литераторов многие века, а также являлось культурным центром государства не давало потокам покоя, пока не удалось убедить власти Египта восстановить утраченный античное ядро культурной жизни.
Сначала был выкуплен участок, где в античные времена находилась библиотека, а затем объявлен конкурс, победителем которого стала совместная работа норвежского архитектурного бюро «Snøhetta» и австрийского архитектора Кристофера Капелле. Благодаря их вдохновению на берегу Средиземного моря красуется современное каменное здание, фасад которого щедро украшен искусной резьбой.
Интересный факт: Видимая часть строения отдана под организацию конференц-центра, главного читального зала с 32-метровой высотой стеклянного потолка, специализированных залов для слепых, детской библиотеки, четырех музеев, такого же количества художественных галерей и планетария. А вот сами фонды, в которых храниться около 8 миллионов единиц, находятся на 11 подземных уровнях, где созданы все условия для бережного их хранения. Там же располагается и реставрационная лаборатория рукописей.
Источник: https://novate.ru/blogs/210323/65847/