Во все времена зодчие делили на тех, кто четко следовал общепринятым канонам архитекторы, и тех, кто их всячески нарушал, создавая умопомрачительные объекты, которые не всегда воспринимали коллеги по цеху, общественность и обыватели, но они уж точно никого не оставляли равнодушными, даже если и вызывали негодование масс.
Неудовлетворенность принципами и правилами классической архитектуры, агрессивностью ее форм, чуждых природной среде, разрушение тех самых природных ландшафтов и экосистемы побуждала прогрессивно настроенных дизайнеров и архитекторов искать свои способы самовыражения, которые более гармонично сочетались бы с окружающей средой.
Взяв за основу природные образования с их пластичными и гармоничными формами и пропорциями, некоторые мастера (их еще называют архитекторы-скульпторы) создают уникальные шедевры, и не важно, будет это огромный комплекс «растекшийся» по земле, «парящая» вышка, созданная в качестве арт-объекта или выставочного образца, а может и настоящий мост, нарушающий все законы гравитации. Именно такие шедевры делают окружающий мир более разнообразным и не престают удивлять. Особенно если говорить о тех сооружениях, которые создаются с применением принципов напряженной целостности или принципов тенсегрити (tensional integrity — соединение путем натяжения, где стержни работают на сжатие, а тросы — на растяжение). Кстати сказать, в традиционной архитектуре используется лишь сжатие (фундамент, опоры, колонны – все эти элементы поддерживают надстройку).
Именно такие объекты поражают воображение простых обывателей далеких от архитектурных хитростей и инженерных знаний, ведь если на них посмотреть издалека, то кажется, что устоять такой конструкции на земле просто не реально. Тем не менее они ни в чем не уступают в прочности и устойчивости традиционных конструкций, а в некоторых аспектах даже могут их превосходить.
Зная тонкости проектирования, основы сопромата и физики, применяя современные методы моделирования, архитекторы-скульпторы, вдохновившись, например, движениями и внешним видом животных или геометрическим совершенством кристаллов, создают био- геоморфные сооружения, которые выглядят потрясающе и гармонично вписываются в окружающую среду. Стоит отметить, что такие специалисты превосходно разбираются в основах инженерии, ведь создать объект тенсегрити (термин придумал Бакминстер Фуллер) из, как может показаться, несвязанных между собой трубок или других материалов, обычному художнику не удастся. В этом случае нужно иметь знания, чтобы досконально рассчитать конструкцию, которая потом приводить зрителей в замешательство, вызывая восторг и недоумение. Не зная тонкостей, многим кажется, что такие объекты не могут существовать, но они действительно имеются и твердо стоят на земле, при этом не менее надежны и безопасны.
Музей и Сад скульптур Хиршхорна в Вашингтоне может похвастаться удивительной структурой, получившей название «Башня Игла» (Needle Tower). Спроектированная художником Кеннетом Снельсоном, тем самым, кто ввел термин «напряженная целостность», учеником другого гениального архитектора (Бакминстера Фуллера), с чьей легкой руки мир узнал о таком понятии как тенсегрити, «парящая» структура является ярким примером иллюзии нарушения всех правил гравитации и законов физики. Но это если смотреть издалека и не вникать в тонкости.
В этой конкретной работе Снельсон использует алюминиевые трубы, которые действуют при сжатии, и удерживаются натяжением, создаваемым стальными тросами, прикрепленными на концах каждой из них. Несмотря на то, что создание идеального баланса сжатия и растяжения является тонкой работой, требующей знаний инженерных основ, Кеннет Снельсон научился размещать структурные элементы для создания «парящих» композиций различной конфигурации и размера.
Примечательно: Стоя в центре «Башни Иглы» (у ее основания), посетители могут увидеть шестиконечную звезду Давида. А вот при взгляде издалека стальные тросы становятся практически незаметными, поэтому создается впечатление, что вся башня балансирует над землей, стараясь противостоять законам гравитации.
Олимпийский парк в Мюнхене (Munich Olympic Park), спроектированный Фреем Отто – архитектором и инженером-строителем является свидетельством того, как знание принципов устройства растяжимых конструкций помогает построить огромный комплекс. Опыт в создании палаток во время Второй мировой войны вдохновил его на исследования и инновации, которые вылились в масштабные объекты, ставшие свидетельством того, как принципы тенсегрити помогают ускорить и удешевить процессы строительства. При этом, несмотря на видимую хлипкость, такая сборка никак не скажется на их устойчивости, тем более на эстетическом облике. А как раз наоборот, обязательно привлечет внимание к объекту, глядя на который многие не только восхищаются, но и пытаются разгадать технологию вполне реальной иллюзии. Ее, кстати сказать, частенько применяют умельцы для создания мебели и предметов быта.
Этот тот случай, когда инновационная и непонятная для большинства технология тенсегрити стала основой во время строительства одного из самых длинных пешеходных мостов мира. Речь идет о мосте Курилпа (The Kurilpa Bridge), соединившего два берега через реки Брисбен в австралийском штате Квинсленд.
Интересный факт от Novate.ru: Пешеходный мост протяженностью 470 метров спроектирован компаниями Cox Rayner Architects и Arup Engineers, является крупнейшим в мире гибридным мостом. «Парящий» мост The Kurilpa Bridge состоит из 72 бетонных плит и 17 стальных конструкций, на которых закреплены 20 структурных мачт из облегченного алюминия и 16 горизонтальных перекладин, вот они-то и удерживают тросы, создавая растягивающую структуру.
Биосфера, она же Монреальская биосфера (Montreal Biosphere) – Экологический музей, увенчанный ажурной купольной структурой, которая помогает создать визуальное очарование принципа построения натяжных конструкций. Этот прекраснейший шедевр спроектировал основоположник тенсегрити, гениальный архитектор современности Бакминстер Фуллер, более известный своими геодезическими куполами, построенными по такому же принципу.
Эстетически привлекательное архитектурное сооружение, в котором сейчас находится музей Монреальская биосфера, первоначально являлось американским павильоном, построенным для Всемирной выставки Экспо 67. Но строение настолько очаровало канадцев, что они решили его не демонтировать. Расположенный в парке Жан-Драпо на острове Святой Елены Музей Биосфера, является одним из 5 музеев города, посвященных миру природы, хотя он единственный выполняет образовательные функции в области просвещения общественности об экологических проблемах.
Культовый международный аэропорт Денвера (Denver International Airport), являющийся одним их крупнейших аэроузлов США и мира, стал наглядным примером того, как можно использовать растяжимые структуры для строительства масштабных объектов. Конструкция культового объекта, напоминающего вершины скалистых гор, создана по принципу тенсегрити, а вот в роли оболочки остроконечных крыш выступает стекловолокно с тефлоновым покрытием.
Эстетическая привлекательность неординарного сооружения, подогреваемая оформлением территории и внутреннего пространства (скульптура «демонической» лошади, жутковатые фрески, подземные тоннели с примерами наскальной живописи и даже горгульи), сделали аэропорт таинственной достопримечательностью, вокруг которой появилось множество слухов и легенд, хотя сдан он был в эксплуатацию в конце прошлого века.
«Исчезающая башня» была построена в 2015 году для проведения южноафриканской версии американского мероприятия Burning Man (Горящий человек) с соответствующим континенту названием – AfrikaBurn. Южноафриканское региональное мероприятие, собирающее людей искусства, которые представляют свои творения стало довольно популярным в мире современного искусства. К его проведению представляют самые невероятные арт-композиции – это могут быть и горящие конструкции, колоритные костюмы, перформанс, тематические лагеря, музыкальные представления, превращенные в мутантов транспортные средства и многое другое. В рамках такого мероприятия и была построена «Исчезающая башня», поразившая «парящей» конструкцией.
Источник: https://novate.ru/blogs/200323/65843/