Зарегистрировано — 123 580Зрителей: 66 644
Авторов: 56 936
On-line — 17 292Зрителей: 3390
Авторов: 13902
Загружено работ — 2 126 467
«Неизвестный Гений»
Новости
Как провожали в армию в СССР, и Почему некоторые советские срочники не возвращались домой
Традиция торжественно провожать юношу в армию во все времена была немного тоскливой. Видимо истоки уходят корнями в эпоху царской России, когда в армию «забривали» лет эдак на двадцать пять. Что касается Советского Союза, в армии мужчины служили хоть и не так долго, но почти все. В ту эпоху и сложилась уверенная традиция устраивать проводы, масштабы которых часто были сопоставимы с полноценной свадьбой.
Непростая служба в царские времена
Когда-то на заре обязательной армейской службы в царской России мужчин забирали в армию на всю жизнь. В эпоху правления Петра Великого срок существенно сократился, и юнцы, обязуясь защищать Родину, покидали родные дома на четверть века. В те времена царская Россия воевала едва ли не каждое десятилетие, так что возвращались со службы живыми-здоровыми далеко не все. В контексте тех настроений можно вспомнить картину Репина «Проводы новобранца», где нельзя найти ни одного светлого лица. Грустные глаза близких выражали отчетливое осознание того, что следующая встреча с будущим солдатом может и не состояться. В свете предстоящей долгой разлуки на проводах и прижился обычай предсказывать судьбу новобранца. Не обходилось и без заговоров с талисманами. Близкие женщины пекли по случаю проводов каравай, давая солдату откусить первым «на счастье». Остатки перевязывали куском веревки и оставляли в темном углу — на счастливую встречу. Старушки причитали и плакали, а матерям полагалось трижды украдкой перекрестить сына так, чтобы он не заметил.
Предармейская гулянка и советские традиции проводов
Позднее, в советские времена, срок службы максимально сократился, но армия оставалась почетной обязанностью любого мужчины. Теперь проводы стали больше походить на праздник. Вся семья призывника накрывала большой стол, многочисленные гости ели, выпивали, пели, танцевали. Как правило, по такому поводу съезжались даже самые дальние родственники будущего солдата, обязательно приглашали друзей и соседей целыми семьями. Вся честная компания провозглашала поздравительные тосты, потому как служба в рядах Советской армии воспринималась за честь.
Организовывались проводы чаще всего в родительском доме новобранца. В сельской местности, особенно в теплое время года, столы накрывались прямо на улице – чтоб всем места хватило. Свои традиции и обычаи были присущи и советской эпохе. Первая и главная – обязательное веселье несмотря на грустноватый повод скорой разлуки. Считалось, что чем радостнее пройдут проводы, тем меньшие испытания выпадут на годы военной службы. Будущий солдат должен был отправляться в армию настроенным позитивно и с легким сердцем. Герой торжества традиционно усаживался во главе длинного стола. Около него – родители, а также самые близкие и важные гости. Застолье чаще всего открывала напутственная речь самого старшего из присутствующих. Иногда это был служивший или даже воевавший мужчина, имевший заслуги и награды. Если же такового не находилось, слово брал просто старший в семье. Следом говорила мать солдата, традиционно желая ему здоровья и счастья. Дарили на проводы и символичные подарки, полезные на время армейской службы: деньги, блокноты, конверты, ручки, средства личной гигиены.
Чего уж греха таить, все это действо сопровождал алкоголь, нередко потребляемый в больших количествах. Конечно, самому призывнику перед прибытием в военкомат следовало быть осторожным с возлияниями, но соблюдалось это редко. Что касается меню, застолье могло открываться котелком с перловой армейской кашей, раздаваемой всем по кругу по ложке. В культурную программу проводов входили тематические конкурсы, шутки под соответствующее музыкальное сопровождение - «Не плачь, девчонка», «Катюша», «Через две зимы».
Для успешного и скорого возвращения домой близкие призывника обращались к ритуалам. Покидая родительский дом, призывник должен был приколоть на стену ленточку, оставляя таким образом частичку себя. Снимать этот «амулет» до конца службы запрещалось. Солдат делал это сам, вернувшись после демобилизации. До советской эпохи сохранилась и традиция с караваем. Конечно, чаще в ход шла простая буханка хлеба, край которой откусывал юноша, а остальная часть пряталась до возвращения в чулан. Выпивалась наполовину одна из бутылок водки, украшенная бумагой с радостными пожеланиями. Вторая часть напитка шла в ход в день встречи уже отслужившего солдата. А вот фотографироваться до поездки в военкомат в форме считалось дурной приметой.
Кто и почему не возвращался из армии
После застолья, продолжавшегося до утра, наставал черед ехать на призывной пункт. Как правило, туда призывник прибывал в сопровождении только самых близких – родителей, друзей, невесты, если такая имелась. Выходил из дому новобранец обязательно вперед спиной – чтоб вернуться! И переживания были не совсем беспочвенны. Говоря о смертности в Советской армии, мы не имеем в виду годы Великой Отечественной или войны в Афганистане. Там были свои тонкости, и погибших порой даже не представлялось возможным точно сосчитать. Речь о безвозвратных потерях в мирное время.
Армия, как ни крути, сопряжена с рядом опасностей. Срочники постоянно имели дело с действующей военной техникой, включая стрелковое оружие. Уровень медобслуживания при этом, прямо говоря, оставлял желать лучшего. Случались и банальные стычки с сослуживцами, которые нередко заканчивались плачевно. Так что определенный, пусть и минимальный, процент солдат погибали. Учитывая традиционное для советского времени сокрытие неприятной статистики, сложно сказать, какая часть срочников не возвращалась домой. Порой искажались даже причины смерти того или иного призывника. Имели место случаи, когда жертва дедовщины или драки с летальным исходом в документах записывался как сердечник.
Разборок никто не хотел. По озвученным в послеперестроечное время сведениям в рядах Советской армии в мирное время гибло примерно 1,5-2% призывников - двое из ста. Но часть современных исследователей считают эти цифры преувеличенными, указывая вдвое меньший процент. Ну а истинное положение вещей обычно где-то посередине.