Благодаря тому, что эта скульптура увенчала христианский собор в Пизе, она стала самым известным произведением исламского происхождения времён Средневековья. Эксперты считают, что это монументальное изваяние происходит из Аль-Андалуса, Египта, Сицилии или Северной Африки. Большинство специалистов сходятся всё же на Аль-Андалусе.
До сих пор никто точно не знает, как этот грифон попал в Пизу. Некоторые историки говорят, что он был частью военных трофеев. Пизанцы совершали регулярные набеги на сарацинов Балеарских островов. Также в 1087 году они напали на северную часть современного Туниса и на Альмерию.
Строительство собора было начато в 1064 году. Кто решил поместить колонну с грифоном на приподнятую платформу над фронтоном в восточной торцевой апсиде храма – неизвестно. Статуя занимает весьма видное положение, которое, впрочем, не позволяет рассмотреть её вблизи. Для того, чтобы иметь возможность созерцать этот шедевр, нужно отойти на довольно значительное расстояние. Неизвестно сейчас, знали ли тогда пизанцы, каково происхождение скульптуры, которой они украсили свой собор. Одни говорили, что это римская скульптура, другие, что её нашли при закладке фундамента храма...
В 1828 году грифона впервые сняли с его места и заменили копией. С тех пор он выставляется в Museo dell'Opera del Duomo (музей при соборе). После этого скульптура попала в руки аббата Микеланджело Ланчи, профессора арабского языка в Сапиенце в Риме. Когда он стал изучать её, то с удивлением обнаружил, что на груди и боках у неё есть надписи куфическими буквами, что выдало её исламское происхождение. Надпись на грифоне гласит: «Совершенное благословение, полное благополучие. Совершенная радость, вечный и совершенный покой, здоровье, счастье и удача его владельцу».
Скульптура имеет чуть более метра в высоту, чуть менее метра в длину и почти полметра в ширину. Прекрасно стилизованные перьями крылья отлиты отдельно и прикреплены к корпусу заклёпками. Грифон украшен различными орнаментами с геометрическими и арабскими мотивами. На передних лапах его изображены львы, а на задних — орлы.
Скульптура бронзового грифона полая внутри. Там-то и таится самая большая загадка, которую исследователям так и не удалось разгадать. Внутри статуи они обнаружили весьма странный предмет. Он похож на своего рода шаровидную или сферическую бронзовую чашу. Она приварена тыльной стороной к другому куску того же металла и помещена открытой в живот. С той стороны, где она крепится, есть отверстие наружу. На теле грифона имеются ещё два подобных отверстия, предназначение которых непонятно.
Некоторые исследователи считают, что скульптура могла быть частью фонтана, учитывая существующие отверстия, подобно знаменитым каменным львам Альгамбры в Гранаде. Таких бронзовых скульптур множество в разных странах. Однако эта гипотеза была поставлена под сомнение специалистами, которые указывают, что на грифоне нет ничего похожего на какие-то остатки гидравлической системы, что предполагало бы, что он выталкивал воду через рот.
Более распространена версия о том, что эта статуя — своего рода музыкальный инструмент. Она предназначена для того, чтобы издавать звуки, когда воздух проходит через различные отверстия. Меньший лев в Метрополитен-музее в Нью-Йорке, кажется, работает точно так же. Есть свидетельства историков, таких как Аль-Хамадани, и географов, таких как Якут, которые говорят, что во дворце Гумдан в Сане в Йемене были большие бронзовые статуи львов, которые издавали звуки, когда ветер входил в них сзади и выходил изо рта.
На данный момент ни одна из гипотез не подтверждена, поэтому предназначение грифона так и остаётся загадкой. Учёным потребовалось семь столетий, чтобы более или менее выяснить, откуда он взялся. Остаётся надеяться, что не потребуется ещё столько же, чтобы раскрыть, для чего эта скульптура была в своё время создана.