Для многих модерн советской эпохи ярко ассоциируется со светлым будущим под названием коммунизм, который так и не наступило. А вот для жителей древнего армянского города Гюмри, история которого восходит к далекому VIII веку до нашей эры, один из модернистских памятников архитектуры, стал символом надежды на возрождение.
Справка: Гюмри (прежние названия: изначально – Кумайри, Александрополь (1837 – 1924 гг.), Ленинакан (1924 – 1990 гг.) – один из древнейших городов Кавказа расположен на высоте 1550 метров над уровнем моря, в северо-западной его части, где землетрясения 8-9 баллов не редкие гости. Исследования подтверждают, что с незапамятных времен он был центром киммерийско-скифских племен, затем долгие годы пребывал под властью персов, а с началом XIX века вошел (как и вся страна) в состав Российской империи. Это и предопределило его историческое развитие, уклад жизни, особенности архитектуры. К сожалению, многовековые достижения были разрушены в один трагический день (точнее за 30 секунд!) – 7 декабря 1988 года, когда произошло Спитакское землетрясение (интенсивность толчков в эпицентре достигла 10 баллов, а волна колебаний поверхности, обошла земной шар два раза!). Природная катастрофа унесла десятки тысяч жизней, и в одно мгновение разрушила значительную часть городов тогда еще республики (Ленинакан был разрушен на 80%).
Учитывая, что Гюмри в советское время был культурным центром социалистического Закавказья, неудивительно, что в городе появлялись знаковые архитектурные объекты, которые очень быстро становились символами не только Армянской республики, но и всей Страны советов. Не стал исключением и невероятного вида фонтан «Дружба», спроектированный талантливым армянским архитектором Артуром Тарханяном (известные проекты: аэропорт Звартноц в Ереване, Мемориальный комплекс Цицернакаберд, Дом молодежи в Ереване, Спортивный комплекс и др.). Его стремление к совершенству, посредством тщательно просчитанных конструкций, образующих фантастические формы, позволило создать уникальный объект, который стал украшением города, где он в свое время учился в художественном училище.
Знаковый объект модернисткой архитектуры появился в армянском городе в 1982 году, за шесть лет до трагических событий, превративших северный район в руины. Очень быстро конструкция, состоящая из металлических листов, сформированных так, что создается впечатление будто тысячи бабочек, раскрывают свои прекрасные крылья, чтобы вспорхнуть живой тучей над землей, превратилась в городскую достопримечательность, куда устремлялись не только горожане, но и гости культурного центра республики.
В те счастливые годы фонтан располагался на площади, в окружении благоухающих клумб и небольшого сквера. Это был процветающий район с плотной застройкой, где помимо жилых микрорайонов находилось множество учреждений и учебных заведений, включая Политехнический институт и его кампус. Так что неудивительно, почему облагороженная площадь со знаковым фонтаном стала местом притяжения, особенно по вечерам и в входные дни/праздники. Кстати сказать, народ в таком образе увидел инопланетную тарелку, поэтому за монументальным сооружением, формы которого сами говорят об его функционале, закрепилось еще одно название – НЛО.
Спитакское землетрясение поставило точку на жизни многих жителей районе, стало причиной масштабных разрушений, в результате которых надобность в таком украшении попросту отпала. А вот фонтан, несмотря на такие неустойчивые формы, уцелел хотя поврежденные коммуникации не позволили ему действовать в прежнем режиме, да и смысла в этом уже не было. Стоит отметить, что после катастрофы, он остался символом города, только уже ассоциировался со стойкостью. Он, как и прежде, был местом притяжения горожан, но только не в качестве привлекательной достопримечательности, вокруг него на площади люди разбили палаточный городок, где долгое время пытались выжить и прийти в себя, пока не смогли перебраться в более приспособленные жилища.
С тех самых пор фонтан возвышается над некогда благоустроенной площадью в окружении апокалиптического пейзажа, ведь за этот период ни район, ни его инфраструктуру так и не восстановили. Эту часть города постепенно наполнила стихийная малоэтажная застройка (зачастую состоящую из халуп, собранных из листов металла, фанеры и шифера). До Фонтана «цивилизация» еще не дошла, поэтому он остается единственным впечатляющим пятном, к которому активно устремляются любители пощекотать себе нервы прогулками по заброшенным местам. Не остается Фонтан без внимания тех, кто гоняется за атмосферными снимками, ведь его удивительная конструкция является прекрасным фоном для фотосессий и творческих работ даже сейчас.
И что самое невероятное, что за все эти годы, несмотря на сложности жизни никому в голову даже не пришло распилить железный фонтан на детали и сдать его на металлолом. Жители, как и прежде, считают его символом стойкости, дающим надежду на возрождение.
По сведениям редакции Novate.ru, как ни странно, правительство страны и власти города не признали фонтан «Дружба» памятником архитектуры, он не охраняется законом. Его сохранностью обеспокоены лишь сами жители и дочь творца – Анаит Тарханян, которая старается его не только поддерживать, вместе с энтузиастами устраивая субботники. Она ведет активную работу с властями и различными фондами, пытаясь привлечь внимание к проблеме восстановления неофициального символа страны и редчайшего примера такого видения модернисткой архитектуры.
Источник: https://novate.ru/blogs/090523/66309/
Рупор будет свободен через:
21 мин. 6 сек.