Конечно, самые известные фирмы и мастера по производству кукол находились в Европе, но и США было, кем похвастаться. Например, выходец из Германии Людвиг Грайнер – потомственный кукольный мастер – прославился своими изделиями из папье-маше. Он запатентовал и рецепт изготовления самого состава, и технологию его применения в производстве кукол. В отличие от своих родственников, делал он кукол недорогих и легких в изготовлении – очаровательная голова из папье-маше и мягконабивное тело. Пик его карьеры пришелся на сложные времена в США – именно тогда началась гражданская война. Но именно в это непростое время Грайнер работал, не покладая рук. Ему помогала семья – супруга Шарлотта и семеро детей.
Старинные куклы бывают, строго говоря, двух основных типов (хотя встречаются и более оригинальные игрушки) – куклы-детишки и модные дамы. Куклы Грайнера – это элегантные, роскошно одетые женщины, их лица безупречно овальны и сдержанны, черные волосы гладко уложены, лица выписаны тонко и нежно, тщательно сделаны руки. И, конечно, их наряды отражали последние, как бы сейчас сказали, модные тренды. Но одетые куклы были дороже. Практически все производители кукол в те времена выпускали и варианты без одежды – юные владелицы могли сшить для них любые наряды, какие пожелали бы, заодно практикуясь в рукоделии.
К сожалению, после смерти Грайнера его сыновья не сохранили семейный бизнес. Куклы из папье-маше теряли свою популярность, уступая своим фарфоровым соперницам. Примерно к 1900 году фирма прекратила свое существование.
Пожалуй, в рядах коллекционеров антикварных кукол наибольшей популярностью пользуются красотки фирмы Kestner . С середины девятнадцатого века компания экспериментировала с различными материалами. Первые модели создавались из дерева и папье-маше, публика очень любила пупсов с восковым покрытием. В 1860-х компания приобрела фарфоровое производство и начала изготавливать кукол из прочного, качественного бисквитного фарфора – у девочек Kestner идеально ровные, бледные, глянцевые лица. Многие кукольные производства в то время изготавливали только головки – совершенно нормальной практикой для покупателей было прикреплять их на самодельные тела. Однако Kestner делали и головки, и фарфоровые части тела, и шарнирные – а это была редкость! – тела из дерева. Куклы Kestner сразу узнавались по идеальным чертам лица, тонко выписанным бровям и губам – в каждой детали сквозил легендарный немецкий перфекционизм.
С семейством Хойбах все сложно – их было очень много, и занимались они фарфором несколько поколений, причем по всей Германии. Сразу несколько фарфоровых производств второй половины девятнадцатого – начала двадцатого века так или иначе принадлежали этой семье. Хойбах поддерживали художественное образование в тех городах, где открывали свои производства, приглашали к себе на работу лучших выпускников. Примерно в 1910-х братья Хойбах в Лихте начали производить кукольные головы, которые в дальнейшем продавались другим производствам, уже изготавливавшим мягконабивные и деревянные тела.
Два последующих десятилетия были временем, когда многие кукольники заинтересовались созданием так называемых «характерных» кукол с ярко выраженными эмоциями – смеющихся, плачущих, рассерженных. Кроме того, у Хойбах было беспрецедентное количество кукол-мальчиков.
Во Франции абсолютными лидерами в производстве фарфоровых кукол были, конечно, Jumeau. Они получали медали на престижных выставках, выпускали миллионы экземпляров в год, неоднократно были признаны лучшими производителями игрушек в Европе.
В середине девятнадцатого века они занимались кукольными телами и одеждой, однако в 1873 открыли собственный фарфоровый завод и обрели полную независимость. Кукольные головы Jumeau покупали и другие компании, однако наибольшую ценность представляют именно те игрушки, которые полностью созданы на производстве Jumeau. А как они были одеты! Кружева, оборки, цветы, ленты… Мы даже знаем имя дизайнера их нарядов – Эрнестина Жюмо, супруга директора компании Эмиля-Луи. Jumeau запатентовали собственные шарнирные крепления, прочные и обеспечивающие куклам подвижность, занимались разработками заводных и говорящих кукол. К сожалению, в конце девятнадцатого века все-таки не выдержали конкуренции с немецкими производителями, чьи красавицы в кружевах были просто дешевле.
Однако и во Франции у Jumeau были конкуренты (конечно, не по объемам производства, а в глазах коллекционеров) – компания Bru, созданная сыном бедного ткача, Леоном-Казимиром Брю и его супругой, тоже портнихой. Видимо, именно поэтом куклы Bru отличались в первую очередь великолепно проработанными нарядами. Головы изготавливались по индивидуальным заказам на фабрике Евгения Борруа – например, Брю попросил создать кукольную головку с загадочной тонкой улыбкой, которую сравнивали то с обликом императрицы Евгении, то со скульптурами собора в Реймсе. В конце девятнадцатого века произошел резкий спад интереса к куклам-дамам – в моду вошли куклы-девочки, называемые bebe. Брю разработал новый тип кукольного тела с укороченными пропорциями, более похожими на детские, а также деревянную конструкцию на шарнирах с увеличенным числом точек артикуляции. Видимо, этот конструкторский опыт стал для мастера определяющим – в сорок шесть лет он внезапно продал бизнес и занялся изобретательством.
И еще одна фирма, на сей раз немецкая, которая прославилась именно изобретательским подходом мастеров – это Steiner. Их куклы-детишки очаровательны – нарядные, с нежными лицами и прекрасными кудрями… Но любили их не за это, а за сложные механизмы – куклы Steiner «умели» плакать, пинаться и ходить.
Текст: Софья Егорова.