Зарегистрировано — 123 575Зрителей: 66 639
Авторов: 56 936
On-line — 9 311Зрителей: 1818
Авторов: 7493
Загружено работ — 2 126 380
«Неизвестный Гений»
Новости
Что известно про статую Зевса в Олимпии: Потерянное чудо, окутанное мифами и легендами
Статую Зевса в Олимпии до сих пор считают одним из Семи чудес древнего мира и шедевром Фидия, величайшего скульптора древности. К сожалению, она была уничтожена при неизвестных обстоятельствах в какой-то момент поздней античности. Однако его тысячелетнюю историю окружают легенды и тайны. Некоторые истории столь же странны, сколь и занимательны, как та, в которой предсказывалось убийство римского императора Калигулы. О том, что из себя представляет творение древнегреческого скульптора и почему оно было столь бесценно – далее в статье.
Одно из Семи чудес света
Когда Александр Македонский испустил свой последний вздох в 323 году до н.э., он оставил после себя огромную империю. Александр создал мир беспрецедентных культурных взаимодействий, поскольку эллинская культура распространилась из Греции в оазис Сива, а оттуда до реки Инд.
Грекоязычные путешественники последующих столетий продолжали писать путевые дневники и делиться своим опытом и инструкциями. Некоторые из них даже составили списки обязательных для посещения памятников, которые они назвали амата (достопримечательности), а позже таумата (чудеса). Эти списки менялись в зависимости от путешественника и его опыта. Список памятников, которые сегодня известны как Семь чудес Древнего мира, принадлежит Антипатру Сидонскому (около 100 г. до н.э.) и Филону Византийскому (2 век до н.э.). Одним из самых известных чудес была статуя Зевса в Олимпии.
Фидий
Для древних греков не было более великого скульптора, чем Фидий (начало V века – около 430 года до н.э.). Именно он руководил программой строительства Афинского Акрополя и создал большую хризелефантовую статую Афины из слоновой кости и золота в Парфеноне. На самом деле он был первым скульптором, осмелившимся изобразить богов с помощью драгоценных материалов, таких как золото и слоновая кость.
Сразу после завершения статуи Афины враги обвинили скульптора в растрате средств. Но в конце концов Фидий был освобождён от обвинений, доказав, что он использовал нужное количество золота на статуе. И всё же ему не удалось отбиться от второй волны обвинений. По-видимому, он изобразил себя и Перикла на щите богини, что было большим высокомерием. На этот раз Фидию пришлось покинуть Афины, чтобы спастись.
Вероятно, именно это несчастье привело скульптора в святилище Зевса в Олимпии. Святилище находилось под защитой города Элис. Увидев такую возможность, элианцы попросили Фидия создать статую Зевса, как никто другой, он так и сделал. Существует также другая версия, рассказанная Плутархом, в которой Фидий сначала посещает Олимпию, чтобы сделать статую Зевса, а затем отправляется в Афины, где умирает в тюрьме. Однако обе версии сходятся в одном: Фидий посетил Олимпию и создал уникальный образ Зевса.
Скульптура была больше, чем та, которую он сделал в Афинах. Она также была более величественной. В ней был магнетизм, который почти мгновенно сделал образ Зевса знаменитым. Столетия спустя Плиний Старший напишет, что это была работа, «с которой никто никогда не мог сравниться».
Статуя Зевса
Павсаний видел двенадцатиметровую статую своими глазами во II веке нашей эры и подробно написал о ней. Его описание очень ценно:
«Бог восседает на троне, и он создан из слоновой кости и золота. На его голове лежит венок, представляющий собой копию ветвей оливы. В правой руке он держит Победу, также созданную из драгоценных материалов, как и сама статуя. А в левой руке бог держит скипетр, украшенный орлом. Сандалии Зевса выполнены из золота, как и его одеяние, расшитое фигурками животных и цветами прекрасных лилий».
Однако то, что, по-видимому, произвело на Павсания большее впечатление — это трон Зевса. Далее он описывает это в мельчайших подробностях:
«...Трон украшен золотом и драгоценными камнями, не говоря уже о чёрном дереве и слоновой кости. На нём нарисованы фигуры и кованые изображения. Есть четыре Победы, представленные в виде танцующих женщин, по одной у каждого подножия трона и две другие у основания каждой ноги...»
Перед троном элианцы держали бассейн, наполненный маслом. Масло защитило статую от влаги Олимпии и помогло сохранить её в хорошем состоянии. Точно так же на Афинском Акрополе, где климат был сухим, афиняне использовали бассейн с водой для сохранения хризелефантовой статуи Афины. Греческий художник Панаэн, племянник Фидия, помогал в создании статуи «в отношении цветов, которыми она была украшена, и особенно драпировки». Он также нарисовал панели, которые покрывали переднюю часть основания статуи.
Согласно легенде, когда кто-то спросил Фидия, что вдохновило его на создание статуи Зевса, скульптор ответил следующим стихом из «Илиады» Гомера (I.528-530):
«Сказал он и двинул своими тёмными бровями. Взмахнул на своей бессмертной голове локонами, и весь Олимп задрожал от его кивка».
Даже с учётом показаний Панаэна и слов, вдохновивших скульптора, всё равно нелегко представить, как бы выглядела статуя. К счастью, её изображение встречается на древнегреческих и греко-римских монетах, гравюрах, драгоценных камнях, вазах и скульптурах.
Интересно, что статуя послужила эталоном для более поздних изображений Зевса в виде фигуры с бородой и длинными волосами, теми самыми чертами и традицией, которая прослеживается в более поздних христианских изображениях Христа Пантократора. Отчасти успокаивает мысль о том, что те же самые христиане, которые яростно уничтожали все языческое, в некотором смысле сохранили старую традицию своим искусством.
Павсаний делится некоторыми сплетнями, касающимися статуи. У подножия трона находились четыре стержня, на каждом из которых были вырезаны фигурки. Одна из этих фигур, юноша, надевающий на голову ленту победы, как говорили, была изваяна по образу прекрасного Пантаркеса, который, как говорили, был любовником Фидия. Климент Александрийский (ок. 150-215 н.э.) даже утверждает, что Фидий написал фразу Pantarkes kalos («Пантаркес прекрасен») на пальце Зевса. Это прямо подразумевало, что скульптор поддерживал эротические отношения со своим фаворитом.
Для древних статуя Зевса была больше, чем просто статуей и считалась версией бога на земле. Не случайно Павсаний называл статую бог, а не статуя или изображение. Это не было редкостью в Древней Греции и Риме. На самом деле, это был канон. Считалось, что скульптуры богов являются посредниками между царством богов и людьми. Например, разговор со статуей Артемиды был способом общения с богиней. Однако статуя Зевса продвинулась дальше этого. Считалось, что в изображении Зевса запечатлена сама суть божественного. Эта вера была подкреплена легендами, такими как та, в которой утверждалось, что, когда Фидий закончил статую, он спросил Зевса, удовлетворён ли он. В ответ с неба обрушился гром и открыл дыру в земле. Зевс одобрил.
«Нет, сам бог, согласно легенде, был свидетелем художественного мастерства Фидия. Ибо, когда изображение было совершенно закончено, Фидий взмолился богу, чтобы тот знамением показал, по душе ли ему эта работа. Тотчас же, гласит легенда, молния ударила в ту часть пола, где до наших дней стоял бронзовый кувшин, прикрывавший это место».
Ливий рассказывает, что когда римский полководец Луций Эмилий Павел посетил Олимпию, он увидел статую и был взволнован до глубины души, когда увидел то, что казалось самим Юпитером. Дион (Дио) Златоуст, греческий философ и оратор I века н.э., писал, что, если бы животные могли мельком увидеть статую, они охотно подчинились священнику, чтобы принести себя в жертву богу. Более того, Дион утверждал, что тот, кто встанет перед статуей Зевса, забудет все ужасы и лишения, которые выпадают на нашу человеческую долю.
Тем не менее, некоторые находили недостатки в творении Фидия. Страбон рассказывает, что размер статуи не был пропорционален размеру храма. Фидий представил Зевса сидящим так, что его голова почти касалась крыши. Но что произойдёт, если бог решит покинуть свой храм и воскреснуть? Страбон отвечает: «Он снял бы крышу с храма!»
Согласно римским историкам Светонию и Кассию Дио (Дион), римский император Гай Цезарь, также известный как Калигула, хотел перевезти статую Зевса в Рим и заменить её голову собственным бюстом. Светоний утверждает, что единственная причина, по которой этого не произошло, заключалась в убийстве Калигулы. Он даже пишет, что, когда статую готовили к отправке в Рим, статуя предсказала смерть императора, когда внезапно расхохоталась так громко, что:
«...строительные леса рухнули, и рабочие бросились наутёк; и сразу же появился человек по имени Кассий, который заявил, что во сне ему было велено принести быка в жертву Юпитеру».
Кассий Дион частично согласен со Светонием. Для него не смерть императора помешала демонтажу статуи, а гнев бога:
«...корабль, построенный для того, чтобы доставить статую, был разрушен ударами молнии, и громкий смех раздавался каждый раз, когда кто-нибудь приближался, как будто хотел взяться за пьедестал; соответственно, после угроз в адрес статуи он установил новую статую самого себя».
Очевидно, что эти истории имеют больше общего с легендой, чем с реальностью. В этих повествованиях статуя ясно проиллюстрирована как памятник настолько святой, что сама идея её транспортировки является высокомерием.
Заключение
В 391 году до н.э. Феодосий запретил культ языческих богов и закрыл все языческие места. Поскольку Олимпийские игры были запрещены, Олимпия больше не могла быть тем местом, которым она была когда-то. В 408 году н.э. новое законодательство потребовало удаления культовых статуй из их храмов. Старый мир не умирал, он разрушался. Статуя Зевса, возможно, пережила эту волну разрушений, но никто на самом деле не знает, что произошло. Большинство учёных утверждают, что она была перенесена в Константинополь, где была утеряна где-то в V или VI веке.
Однако, благодаря своему статусу одного из Семи чудес древнего мира и легендам, которые распространяли древние авторы, статуя Фидия сохранилась в искусстве последующих веков. Статуя Зевса в Олимпии изменила способ изображения царя богов, в конечном счёте создав визуальный прецедент, которому не преминул бы последовать даже христианский Бог. Все дальнейшие реконструкции и упоминания статуи в игре Assassin's Creed ясно указывают на то, что легенда о статуе Зевса, одном из Семи чудес Древнего мира, остаётся живой на протяжении веков по сей день.