Книгу Песнь Песней ещё именуют Песнями Соломона - это таинственнейшая и сокровеннейшая книга Священных Писаний. Её текст резко выделяется на фоне других библейских книг своим откровенным, иногда даже неприлично откровенным содержанием. Невероятно чувственная любовная лирика, описывающая сцены реальных и воображаемых свиданий двух влюблённых, способна поразить даже самое богатое воображение. Высокопарные эпитеты, коими автор откровенно описывает мужское и женское тело, могут заставить покраснеть самого искушённого читателя. Такие, совсем не ванильные, метафоры, как «пастись среди лилий» и «пить из сока моих гранатов» смотрятся не совсем обычно в контексте того, что книга, в которой это написано, называется не «Камасутра», а Библия.
Именно из-за текстов столь откровенно чувственного содержания, иудеи и христиане с опаской относились ко включению Песни Песней в канон. Тут важно отметить, что для многих эти тексты — это произведение, посвящённое любви человека к человеку. Христиане и иудеи считают совершенно иначе. Это иносказательное произведение. В Песнях Соломона настолько много символов, что если углубиться в содержание, то истолкование потребует написания ещё одной книги.
В Библии есть много историй о любви между мужчиной и женщиной. Например, тексты о патриархе Иакове, который так любил свою Рахиль, что трудился целых четырнадцать лет, чтобы получить её в жёны. Многие библейские книги повествуют о любви и браке. Этот образ используется неоднократно и в Ветхом, и в Новом Заветах, когда описываются отношения Господа Бога к людям. Брак между мужчиной и женщиной приводится как аналогия особого завета между Богом и человеком.
Не существует древних толкований Песни Песней ни раввинистических, ни христианских. Самые ранние толкования относятся к периоду раннего христианства (1 век нашей эры) и интерпретируются исключительно как иллюстрация любви Иисуса Христа к Церкви, то есть к людям, верующим в Его спасительную жертву на кресте. Абсолютная жертвенная любовь Бога к человечеству описана точно и ярко. Отсылки к книге Песни Песней есть в Откровении Иоанна, в книге Ездры, а также в посланиях апостолов.
Учёные-раввины интерпретировали Песнь Песней как часть Пятикнижия, первого раздела еврейской Библии. Пятикнижие описывает сотворение мира и включает рассказы о предках израильтян и их эпическом исходе из Египта в Израиль. На протяжении нескольких книг Тора показывает, как евреи бегут из рабства, получают откровение от Бога на горе Синай, сорок лет блуждают по пустыне и, наконец, входят в землю обетованную.
В древности раввины представляли это повествование как расширенную, интимную историю об отношениях Бога с израильским народом. Они старались избегать ярких эротических эпитетов Песни Песней, но широко использовали её язык и терминологию, чтобы изобразить отношения Бога с народом Израиля как нечто большее, чем просто договор.
Христианские учёные тоже старались избегать наиболее откровенных плотских аспектов этого поэтического произведения. Ранние христиане воспринимали Песнь Песней не как выражение любви Бога к Израилю, а как аллегорию любви Христа к своей «невесте», Церкви. Тут нужно отметить, что Церковь рассматривается не как система верований или здание, как многие привыкли. Истинная библейская Церковь — это собрание душ, верующих в Иисуса Христа. Все верующие христиане, вне зависимости от национальности и конфессии, составляют тело истинной Церкви, невесты Христовой.
На протяжении всей истории появлялись и другие аллегорические прочтения. Ориген, например, христианский писатель 3 века, предположил, что Песнь Песней можно интерпретировать как стремление души к Богу. Подобно другим толкователям, Ориген связывал душу с главной героиней, а Господа Бога с её «возлюбленным». Другой христианский подход к Песне Песней заключался в том, что тексты описывали любовные отношения Бога с матерью Иисуса, Марией.
Средневековые мистики применяли разнообразные прочтения данных стихов. Их ассоциировали с божественным присутствием или Шехиной, которое часто считают женским началом. Сегодня эту книгу по-своему толкуют феминистки, подчёркивая силу, независимость и чувственность женского персонажа. Консервативные христиане рассматривают Песни Соломона в свете идеальных отношений между мужем и женой. В свою очередь, столь же идеальными должны быть отношения между Иисусом Христом и его «невестой».