Древние египтяне славились своими погребальными обрядами. После бальзамирования и процессии с телом священник совершал магические ритуалы и молитвы. Все это было сделано для того, чтобы подготовить умершего человека к загробной жизни. Помимо молитв, умершему оказывалась поддержка в виде подношений пищи и священных предметов. Считалось, что, поместив эти предметы в гробницу, они будут сопровождать умерших в загробной жизни и помогать им на их пути. Древние египтяне также придавали огромное значение лодкам, которые служили символом путешествия из мира живых в мир мёртвых.
Жертвоприношения по обету также использовались древними греками. Помимо продолжения практики использования подношений для погребальных обрядов, они также размещали предметы в святилищах. Бронзовые и терракотовые статуэтки были распространёнными формами жертвоприношений по обету, и сотни из них были найдены в Олимпии в святилищах, посвящённых древним богам.
Фигуры включали как животных, так и людей, таких как древние воины. Например, миниатюрный бронзовый бык, высотой всего около девяти сантиметров, скорее всего был обетным подношением греческому богу Зевсу – отцу свирепого Минотавра. В греческой мифологии бык был почитаемым животным и Зевс, как известно, превратился в него, когда похитил Европу, финикийскую принцессу. Кроме того, быки были основной частью повседневной жизни и играли важную роль в древнем сельском хозяйстве. В результате в качестве жертвоприношения Зевсу были убиты настоящие быки. Однако это было дорогостоящей практикой. Вместо этого менее состоятельные паломники могли предложить статуэтки, символизирующие жертвенного быка. Сделанный из бронзы, он был более дорогим подношением, чем терракотовый бык.
Анатомические жертвоприношения по обету были ещё одним распространённым типом в древнем мире. Они могли изображать что угодно, начиная от ушей, рук и даже ртов. Такого рода подношения делались в надежде на чудесное исцеление или в знак благодарности после возвращения здоровья. Иногда они были связаны с плодородием или деторождением.
Подношение в виде беременной женщины указывает на надежду на благополучные роды, что было особенно важно, учитывая высокий уровень материнской смертности в древние времена. Также были найдены подношения в форме матки и фаллоса.
Анатомические жертвоприношения по обету особенно красноречивы, поскольку благодаря увиденному можно понять и различить их специфические функции. Многие из них были выпечены из глины в форме, что обеспечивало простое и недорогое массовое производство. В результате они стали широко используемыми объектами, которыми пользовались обычные люди и распространились по всей Римской империи.
С официальным установлением христианства в Римской империи возникла необходимость перенести древние языческие традиции в христианский контекст. Поэтому жертвоприношения по обету стали использоваться в христианских местах вместо языческих святилищ. К средневековому периоду анатомические жертвоприношения по обету всё также были широко распространены. В христианских святынях по всей Европе как местные жители, так и паломники приносили ex-votos в форме частей тела. Особой популярностью пользовались места, посвящённые святым, связанным с чудесами исцеления.
На картине начала пятнадцатого века, изображающей святую Маргариту Антиохийскую (289 - 304), изображены современные жертвоприношения по обету. Центральное изображение святой обрамлено эпизодами из её жизни. Финальная сцена показывает больных и искалеченных паломников, собирающихся вокруг её могилы в надежде на чудесное исцеление. Над ними висят подношения, оставленные предыдущими посетителями святилища, в форме голов, рук, ступней и голенища ноги. Как и в древнем мире, это были основные виды, которые можно было легко купить. Картина является важным свидетельством того, как использовались жертвоприношения по обету в период позднего Средневековья.
Мало что изменилось с тех пор; восковые подношения в форме частей тела по-прежнему регулярно изготавливаются для того, чтобы оставлять их в христианских святынях. Большинство восковых обетов, относящихся к периоду Средневековья и Ренессанса, не сохранились. Вместо этого большинство учёных и историков полагаются на визуальные источники, такие как картина выше, или письменные записи.
В период Средневековья и Ренессанса корабли продолжали оставаться важным видом транспорта. Модели кораблей с обетом были распространены в прибрежных городах Европы, местная экономика которых в значительной степени зависела от портов и рыболовства. Размещённые в церквях, они служили для выражения благодарности или служили молитвой о благополучном плавании. В случае несчастных случаев ими чтили память тех, кто погиб в море.
Нижеприведённый образец датируется 1425 годом, что делает его одним из старейших сохранившихся христианских обетных кораблей. Высотой сто двадцать пять сантиметров, фигурка корабля была выставлена в часовне в каталонском прибрежном городе Матаро. Возможно, его также использовали во время религиозных процессий. Подобные типы обетных подношений не всегда были абсолютно точными изображениями кораблей. Однако они дают представление о том значении, которое морской транспорт имел для местных сообществ.
Обетные подношения эпохи Возрождения также часто принимали форму расписных панно, изображающих сцены несчастных случаев или болезней с заступничеством святых. Эта традиция зародилась в Италии в конце пятнадцатого века. Считается, что их формат произошёл от predellas, небольших повествовательных сцен на полиптиховых (многопанельных) алтарях под главными панелями святых. Часто они подробно описывали жизнь святых, совершавших чудеса. Это сделало их подходящей традицией для использования в обетных картинах святых, спасающих людей от бедствий.
К христианским произведениям искусства, которые часто приходят на ум, когда речь заходит об Италии эпохи Возрождения, относятся такие, как «Мадонна в гроте» Леонардо. В отличие от этих больших, тщательно обработанных картин, обетные панно были меньше по размеру и гораздо более грубо выполнены. Мало что известно о художниках, которые их создали, поскольку они не подписаны и поэтому их трудно атрибутировать. Они были изготовлены быстро и далеко не так дороги, как роскошные алтарные изделия или картины. Несмотря на это, до сих пор сохранились коллекции расписных обетных подношений. Святыня итальянского святого тринадцатого века Николая из Толентино (канонизирован в 1446 году) была связана с чудесами.
Существуют сотни примеров расписанных по обету подношений, посвящённых ему. На этой картине шестнадцатого века девушка падает в чан с вином во время сбора урожая. В левом верхнем углу святой Николай из Толентино парит в облаках, окружённый лучами святого света. Он указывает левой рукой на несчастную девушку, показывая, что он чудесным образом спас её. Девушка и её семья приписали своё счастливое спасение святому. По мнению некоторых историков, картина была заказана ими, а затем передана базилике Святого Николая в знак благодарности.
Христианские расписные подношения распространились из Европы в Америку благодаря испанскому колониализму в ранний современный период, а также традициям, которые принесли с собой поселенцы. Они стали особенно популярными формами выражения преданности и по сей день продолжают иметь культурное значение в Латинской Америке. Сейчас они более известны как ретабло и обычно наносятся краской на металл. Однако этот более ранний пример, выполненный в Мексике в 1803 году, написан маслом на холсте. Это показывает развитие чудесного поворота событий. Молодая женщина, идентифицированная в надписи как служанка по имени Барбара Рико, падает с обрушившегося балкона вместе с двухлетним ребёнком.
Как и в случае с итальянской девушкой, спасённой святым Николаем, Барбара, к счастью, выживает. Она показана во второй раз, скорчившись на полу, в то время как ребёнок смотрит на неё снизу вверх с протянутыми ручками. Тарелка, кувшин и столовые приборы, которые она держала в руках, разбросаны у её ног, также чудесным образом целые. В углу небесное видение Девы Марии смотрит на женщину и ребёнка, которых она только что спасла. Хотя эта картина и картина «Святой Николай» были созданы с разницей в столетия в совершенно разных культурных контекстах, они имеют один и тот же базовый макет катастрофы и святого-заступника в углу. Фактически, панели, изготовленные гораздо позже, всё ещё сохраняют те же элементы.
Это ретабло принадлежит к обширной коллекции Фриды Кало, насчитывающей более 450 раскрашенных произведений. Она была глубоко впечатлена ими, находя вдохновение в их темах, связанных с религией, жизнью и смертью. Это неудивительно, учитывая историю болезни и околосмертных переживаний самой Кало. В возрасте восемнадцати лет она попала в аварию, в результате которой у неё на всю жизнь остались проблемы со здоровьем. Поэтому это ретабло, датированное 1936 годом, возможно, имело для неё особый резонанс. Снова изображён святой Николай из Толентино.
Как и на раскрашенном подношении девятнадцатого века, здесь есть надпись, описывающая чудо и выражающая благодарность. В нём объясняется, что в 1934 году святой Николай спас жизни троим мужчинам после того, как их повозка перевернулась вместе со всем и мулами.
Мужчины лежат, поваленные на землю, одного из них видно только по его ногам, торчащим из-под перевёрнутой телеги. Один мул лежит на спине, в то время как остальные в страхе стоят на задних ногах. Над катастрофической сценой Святой Николай стоит на плывущем облаке. Его спокойное поведение нейтрализует панику из-за аварии внизу, подчёркивая, что бояться не нужно: его заступничество защитит жертв. Это невероятно похоже на ренессансное жертвоприношение по обету, посвящённое святому Николаю. Тот факт, что традиция сохранилась в народном поклонении вплоть до современного периода, показывает силу, которую, несомненно, оказывают на верующих расписные подношения по обету.
Пожертвования по обету невероятно разнообразны и обширны, охватывая всю историю искусства. Приведённые здесь примеры показывают, что на протяжении всей западной истории, как древней, так и современной, жертвоприношения по обету использовались для представления общечеловеческого выражения надежды и благодарности перед лицом борьбы. Тот факт, что они продолжают вдохновлять людей в современную эпоху, является свидетельством того, насколько особенными являются эти предметы.
Рупор будет свободен через:
26 мин. 25 сек.