Зарегистрировано — 123 578Зрителей: 66 642
Авторов: 56 936
On-line — 13 361Зрителей: 2619
Авторов: 10742
Загружено работ — 2 126 415
«Неизвестный Гений»
Новости
Почему в СССР купить машину было сложно и другие проблемы советских водителей, которые сегодня кажутся абсурдом
Времена СССР многие люди сегодня вспоминают с теплотой. Да, нельзя отрицать, что в этот период было немало хорошего. Но существовали проблемы, которые действительно приносили людям головную боль, и немалую. Например, достаточно вспомнить, как жилось советским автомобилистам. В настоящее время это покажется абсурдом, но так ведь так было на самом деле! Читайте в материале, с какими трудностями стакивались водители и как их решали.
Машина – сначала попробуй ее купи
Сегодня с покупкой автомобиля люди е испытывают особых проблем. Главное, чтобы на это были деньги, а уж какой посетить автосалон — дело вкуса. Во времена СССР любителям личного автотранспорта приходилось довольствоваться ограниченным модельным рядом: ЗАЗ, «Москвич», ВАЗ. И хотя в СМИ распространялась информация, что машин выпускается достаточно по статистике в 1985 году личный автомобиль, имели всего лишь 45 граждан из тысячи. Чтобы купить машину, следовало записаться на нее. Процесс мог затянуться на годы. При этом быстро попасть в списки желающих могли только номенклатурные работники, передовики производства и иные подробные личности. Можно было купить авто по блату. Но это стоило очень дорого, да и нужные знакомства были не у всех. Например, популярную «Волгу» обычный гражданин видел лишь в своих мечтах. Они распространялись среди особо «выдающихся» людей, и надо было иметь нужные знакомства.
И дело было даже не в том, что купить автомобиль было сложно. Машины стоили очень дорого и относились к разряду дефицита. Если средняя зарплата советского человека плавала в рамках 100-200 рублей, то за не слишком удобный и часто ломающийся «Запорожец» надо было заплатить 3 500 рублей, за «Жигули» «единичку» — 5 500 рублей, за модель третьего выпуска еще больше — 7 500 рублей. Не слишком почитаемый в народе «Москвич» стоил около 7 600 рублей, а уж волга имела комическую цену — почти 10 000 рублей. Конечно, эту проблему решали: покупали подержанную машину, в основном через сеть комиссионных магазинов. Смешно, но «бэушные» авто стоили еще дороже, чем новые. Это объяснялось тем, что их не надо было ждать. Приходи, плати, уезжай. Речи о выборе цвета, комплектации и прочих важных вещей просто не шло.
Где хранить авто, и фильм «Гараж» как отражение жизни автомобилистов
Итак, советские граждане решали проблемы с покупкой автомобиля. Многим везло, и они становились владельцами вожделенной машины. И тут возникала следующая проблема: где хранить свое железное детище? Под окном — опасно. Ведь, во-первых, соседи наверняка позавидуют, а то и сглазят. В во-вторых, криминальные элементы не упускали возможность снять с «ласточки» зеркала, дворники, колеса и даже аккумулятор.
Приобрести гараж многим удавалось по записи, но это было дело долгое, и оно не всегда заканчивалось положительным результатом. Были, конечно, государственные охраняемые стоянки, но купить на них место удавалось не всем. Существовал и такой вариант: вступить в гаражный кооператив, достать где –то стройматериалы и построить гараж собственными руками. И неважно что кооператив предлагал домики для машины в противоположном конце города. Главное — получить! Гаражная проблема ярко и талантливо показана в знаменитом фильме Эльдара Рязанова «Гараж». Можно посмотреть, на что готовы были люди, чтобы получить заветное место для строительства личного гаража.
Дешевый, но дефицитный бензин, а также ведро и тряпка вместо автомойки
В советские времена в основном использовали 76-й бензин и АИ-93. Да, стоимость топлива была небольшая: литр бензина можно было купить дешевле, чем литр молока. Вопрос не в этом. А в том, чтобы купить! Сеть АЗС была весьма скудной, да к тому же существовали перебои с поставками.
Чтобы не попасть в сложную ситуацию, советские водители практически всегда возили с собой в багажнике канистру с бензином. В начале девяностых стали появляться первые частные заправки. Что касается привычного сегодня дизельного топлива, то его частным лицам не продавали. Но это никого не расстраивало так как легковых автомобилей на «дизеле» в СССР не выпускали.
Сегодня редко кто моет машину самостоятельно. Как говорится, для этого существуют специально обученные люди. В советские времена каждый владелец четырехколесного коня мыл свою машинку самостоятельно. Тряпку в руки, воду в ведро — и вперед.
Очень часто такие манипуляции проводили на берегах озер и рек, что, несомненно, не очень хорошо.
Сам себе мастер: ремонт своими руками
Советские автомобили очень часто ломались. Ремонтировали машины в основном своими руками, рассчитывая на небольшой набор инструментов (ключи, напильники, зубила). О качественных болгарках, аппаратах для сварки и различных специальных приспособлениях никто и мечтать не смел. Запасные части были дефицитом, а очередь на ремонтную базу могла тянуться бесконечно.
Автовладельцы использовали подержанные детали, например, восстановленные узлы, самодельные тормозные цилиндры. Люди могли прокипятить резинки от дворников, чтобы возродить их эластичность. Разбитое стекло могло быть заменено плексигласом. Нужные прокладки делали из плотного картона или паронита. Хитрости по ремонту авто можно перечислять бесконечно! К счастью, сегодня они практически никому не нужны.
Реанимация шин и лечение аккумулятора аспирином
Зимних шин просто не было, ездили круглогодично на одном комплекте. При гололеде и на бездорожье использовали цепи из металла. Все водители умели перебортировать покрышки, используя монтировку м лопатку. Колеса накачивали насосом, ручным или же ножным. Не было привычных сегодня шиномонтажей, и станков для балансировки. Старые шины латали при помощи клея и сырой резины, «убитые» покрышки наваривали в специализированных мастерских. При этом в технический паспорт ставили спецметку, чтобы 3 года автовладелец не мог купить новый комплект шин.
Существовали нелегальные рынки, где спекулянты продавали все, что могло понадобиться автомобилистам. Такие рынки были стихийными и постоянно меняли дислокацию. Нередко за теми, кто приобрел дорогой товар, следили, и ночью могли «раздеть» машину, а украденное отправить снова на продажу.
Покупка аккумулятора также была проблемой. Новая деталь продавалась только при предъявлении справки об утилизации старой. Аккумуляторы отечественного производства приходилось обслуживать: периодически заряжать, проверять плотность электролита при помощи ареометра, доливать дистиллированную воду. Если аккумулятор умирал, его могли спасти при помощи обычного аспирина: в ячейки бросали по таблетке, предварительно перетерев ее в порошок.