16+
Лайт-версия сайта

Новости

Зачем в Древнем Риме выбирали правителя только для того, чтобы он забил гвоздь в стену



В Древнем Риме был один странный закон. Когда наступало время каких-либо страшных потрясений, череды несчастий, эпидемий и прочих неприятностей, которые могли привести к полному исчезновению римского государства — сенат назначал диктатора. У него было всего одно полномочие: он должен был забить гвоздь в стену храма. Римляне свято верили в то, что это положит конец всем катастрофам. Самое интересное, что всегда так и было. Но был в истории один случай, когда это не помогло, а причины этого были более чем странными, можно сказать невероятными...



Странная эпидемия

 

 

Римский сенат на картине Ганса Вернера Шмидта (1912 г.).

 

Римский сенат на картине Ганса Вернера Шмидта (1912 г.).



В 331 году до нашей эры Рим охватила ужасная эпидемия. Сначала она косила в основном простолюдинов, но вскоре начала забирать жизни патрициев. Когда магистраты и сенаторы начали умирать как мухи, власти озаботились поисками причин, чтобы положить происходящему конец. Древнеримский летописец Тит Ливий пишет, что нашли. Это всколыхнуло весь город.

К одному торговцу по имени Квинт Фабий Максимо Рулиано пришла однажды одна рабыня. Женщина рассказала, что причиной множества странных смертей служит совсем не неизвестная хворь, а яды. Некоторые римлянки готовили их и распространяли по всему городу. Сам историк выражает сомнения по поводу этой истории. Это неудивительно, ведь его тексты написаны спустя три сотни лет после описанных событий. Кроме того, сохранились свидетельства магистратов и сенаторов того времени. Кто-то был согласен, кто-то нет. В целом, сведения довольно противоречивы.

Медея готовит зелья на картине Джона Уильяма Уотерхауса (1907 г.).

 

Медея готовит зелья на картине Джона Уильяма Уотерхауса (1907 г.).



Дальше Ливий пишет, что странная болезнь стала косить всех руководящих деятелей государства и почти в каждом случае приводила к одним и тем же фатальным последствиям. Когда доносчица пришла к Фабию Максимо, одному из курульных эдилов, она пообещала раскрыть причину общественного зла, если Сенат обеспечит ей защиту. Рабыня боялась, что её откровенность навлечёт на её голову большие неприятности. Фабий немедленно довёл дело до сведения консулов, а они передали его в Сенат, который санкционировал обещание неприкосновенности. Затем эдил сообщил, что государство страдает из-за преступлений некоторых женщин. Яды готовят римские матроны и рабыня готова указать тех, кто этим занимается.

Спящая римская танцовщица на картине Джона Рейнхарда Вегелина (1879г.).

 

Спящая римская танцовщица на картине Джона Рейнхарда Вегелина (1879г.).


Невиданное в Риме дело



В Риме никогда раньше не было обвинений в отравлении, поэтому всё это дело вызвало величайшую тревогу среди населения. Рабыня указала сначала около двадцати женщин, которые делали это. Матрон застали за приготовлением подозрительных смесей. Ливий упоминает лишь два имени — Корнелия и Сергия. Они уверяли, что это лечебные зелья, а не яды, но когда женщин заставили выпить приготовленное, то они немедленно скончались.

После этого было арестовано около 170 римлянок за аналогичные действия. Сенаторы были поражены — это походило на какое-то коллективное безумие. До этого в Риме не было подобных массовых случаев. Инцидент был признан дурным предзнаменованием и актом временного массового помешательства, а не злым умыслом.

Патриции признали происходящее коллективным безумием, а не злым умыслом.

 

Патриции признали происходящее коллективным безумием, а не злым умыслом.



Древний закон



Сенаторы припомнили, что в Риме есть один древний закон, который можно использовать в подобных случаях. Последний раз он был задействован во время страшной эпидемии чумы. Она свирепствовала целых три года, пока её не остановил диктатор, исполнив древний ритуал, который не практиковался веками. Заключался он в забивании гвоздя во время сентябрьских ид (то есть 13-го числа того же месяца) во внешнюю стену храма Юпитера Оптимуса Максимуса, которая возвышалась над храмом Минервы. Сначала гвоздь доверяли забивать консулам, потом эту функцию возложили на диктаторов. Тогда на эту должность был избран Луций Манлий Империозо (Властный). После того, как он забил гвоздь, его вынудили уйти в отставку.

Реконструкция храма Юпитера Оптимуса Максимуса в Риме.

 

Реконструкция храма Юпитера Оптимуса Максимуса в Риме.



Иллюстрация из рукописи «Энеиды», где представлена ​​церемония вбивания гвоздя.

 

Иллюстрация из рукописи «Энеиды», где представлена ​​церемония вбивания гвоздя.



После этого ещё несколько раз в стену храма Юпитера вбивал гвоздь избранный диктатор и, после сделанного, уходил в отставку. Во всех случаях последствия неизвестны, но раз историки ничего об этом не пишут, значит закон сработал.

 

Конец коллективному безумию



В этот раз Сенат решил последовать древнему обычаю и назначить диктатора для вбивания гвоздя. Таковым был избран Гней Квинций, а Гай Валерий - магистром кавалерии. Как только гвоздь был забит в стену храма, оба они подали в отставку. Отравления прекратились, массовый психоз, если это было так, прошёл.

Конечно, можно верить в забитый гвоздь, но по приговору суда было казнено около семидесяти почтенных римских женщин, которые по непонятным причинам участвовали в заговоре с массовым отравлением. «Эпидемия» прекратилась. С тех пор гвоздь забивали ещё два раза, в обоих случаях из-за чумы. Правда, император Август перенёс традицию в храм Марса и делали это уже не консулы, и не диктатор, а римские цензоры.

Остатки стен храма Юпитера Оптимуса Максимуса в Риме.

 

Остатки стен храма Юпитера Оптимуса Максимуса в Риме.


Источник: https://kulturologia.ru/blogs/030323/55623/

 

 




Комментарии:

Нет комментариев
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи

Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

"Пламя-шторм", прошу вашего внимания и поддержки!

Присоединяйтесь 




Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft