Зарегистрировано — 123 574Зрителей: 66 638
Авторов: 56 936
On-line — 6 966Зрителей: 1359
Авторов: 5607
Загружено работ — 2 126 335
«Неизвестный Гений»
Новости
Как появились 2 Кореи, и Почему Южная - одна из самых успешных экономик в мире, а Северная - страна бедняков
После Второй мировой войны Корея и Вьетнам были освобождены от японской оккупации. Но корейские лидеры, имеющие разногласия во взглядах, не смогли договориться о том, как же организовать своё правительство, поэтому они вынуждены были разделить собственную страну на две части: Северную и Южную.
Предыстория
Южная Корея - одна из самых успешных экономик в мире. Здесь находятся корпорации с миллиардными доходами, такие как Samsung, и производится высокотехнологичная электроника. Но, располагающаяся сразу за её границей Северная Корея, является одной из самых бедных стран в мире. Как могут две страны с одинаковым языком, культурой и историей, которые не так давно были одной объединённой страной, оказаться такими разными?
Северная и Южная Корея были одной нацией более тысячи лет. Теоретически, они могли бы развиваться аналогичным образом после разделения в 1945 году, в конце Второй мировой войны. На самом деле Северная Корея обладала ресурсами, достаточными для того, чтобы опередить юг в развитии. Но политические и экономические решения, принятые их лидерами, уготовили странам совершенно иное будущее.
Разделение Корей
С 1910 по 1945 год Япония правила Кореей в условиях жестокой оккупации. Колониальное правление закончилось, когда Япония капитулировала перед союзными войсками в конце Второй мировой войны и была вынуждена отказаться от своих колоний. В свою очередь, Советский Союз и Соединенные Штаты победители над Японией — вмешались, совместно оккупировав Корейский полуостров под двумя сферами влияния. Советы оккупировали север, американцы контролировали юг, и линия, известная как тридцать восьмая параллель, разделила полуостров.
Предполагалось, что разделение будет временным, но начали формироваться две страны с авторитарными правительствами: коммунистическая страна под руководством Ким Ир Сена на севере и капиталистическая страна под руководством Сын Мана Ри (Ли) на юге. Обе стороны утверждали, что являются законным правительством всей Кореи.
Напряженность достигла пика в 1950 году, когда Северная Корея при поддержке СССР и Китая вторглась в Южную Корею, начав Корейскую войну. Соединенные Штаты встали на защиту Южной Кореи, опасаясь, что попытка Северной Кореи захватить весь полуостров может превратить еще больше стран в коммунистические. В 1953 году обе стороны зашли в тупик. Сотни тысяч людей погибли с обеих сторон в войне, и полуостров оставался разделенным вдоль тридцать восьмой параллели.
1953-60: После Корейской войны
Северная Корея
Ким Ир Сен, корейский генерал времен Второй мировой войны, обученный Советами, быстро консолидировал власть в Северной Корее. Он провозгласил себя ее верховным лидером и арестовал своих политических противников почти сразу после Корейской войны. Чтобы создать культ личности, он приказал установить сотни своих статуй по всей стране и заставил северокорейские учебники утверждать, что он в одиночку победил японцев во Второй мировой войне. Ким Ир Сен верил, что культивирование этого почти мифического статуса позволит ему править Северной Кореей без вопросов и возражений.
Центральное место в этом политическом правлении сильного человека занимала командная экономика (также известная как плановая экономика) в Северной Корее, где правительство единолично контролировало ресурсы всей страны. Ким заявил, что руководящим принципом экономики будет чучхе, или опора на собственные силы. Чучхе ссылается на идею о том, что Северная Корея должна иметь возможность полагаться на себя во всех целях — технологиях, обороне и потребительских товарах.
Северокорейская экономика изначально была многообещающей. Северная Корея контролировала восемьдесят процентов угля и полезных ископаемых полуострова, а также подавляющее большинство тяжелой техники, оставшейся от японского колониального правления; это преимущество позволило стране быстро индустриализироваться в первое десятилетие после Корейской войны. Сосредоточив в своих руках всю полноту власти, правительство обеспечило, чтобы все граждане получили начальное и среднее образование, и использовало свои большие запасы машин и электроэнергии для производства товаров и зерна для своего народа.
Южная Корея
В отличие от севера, Южная Корея располагала небольшим количеством природных ресурсов, и большая часть ее населения занималась мелким сельским хозяйством. Страх воссоздать колониальную зависимость от Японии означал, что Южная Корея уклонялась от торговли с Японией, экономика которой переживала бум на протяжении 1950-х годов. Поступив таким образом, Южная Корея упустила явную возможность для экономического роста. Что еще хуже, страна переживала политические потрясения после сфальсифицированных выборов и непопулярных поправок к конституции, а ее нестабильная экономика не привлекала иностранных инвесторов. Вместо этого Южная Корея полагалась на большое количество американской помощи для поддержания экономики на плаву. Спустя десятилетие после Корейской войны у Южной Кореи было мало перспектив для роста.
1961-90: Чучхе и возвышение Пак Чон Хи
Северная Корея
Ким поставил амбициозные экономические цели на 1960-е годы, основываясь на прогрессе предыдущего десятилетия. Но страна столкнулась с новыми вызовами. Отношения между двумя союзниками Северной Кореи, Советским Союзом и Китаем, ухудшались. В ответ Ким все больше сосредотачивался на Чучхе, вместо того чтобы встать на сторону одного из коммунистических тяжеловесов и рисковать вызвать антагонизм у другого. В 1962 году режим Кима объявил о своей политике «Чучхе для самообороны», в которой приоритет отдавался военному сектору, выделяя три четверти всех государственных инвестиций на тяжелую промышленность и производство оружия.
Этот акцент на военной мощи обошелся недешево. Правительство уделяло меньше внимания работе заводов по производству зерна и товарной продукции и не смогло создать механизмы для точного сбора статистики производства. Экономика Северной Кореи полагалась на правительство в установлении цен, объемов производства и доходов, но сделать это было довольно сложно без наличия точной статистики. Неэффективный государственный надзор привел к плохому управлению и коррумпированности администрации. Фактически, в Северной Корее была плановая экономика без какого-либо плана. Правительство вкладывало деньги в вооруженные силы, но общее производство отставало.
К середине 1970-х годов стало ясно, что Чучхе терпит неудачу. По мере того как экономический рост замедлялся, самоизоляция Северной Кореи затрудняла стране использование передовых иностранных технологий, таких как компьютеры и электроника. А нейтральная позиция правительства в отношениях между Китаем и Советским Союзом привела к сокращению помощи со стороны обеих стран. Северная Корея была сосредоточена лишь на военной силе, и военные чиновники обладали огромным влиянием, создавая политику «военные превыше всего», известную как сонгун. К 1980—м годам Северная Корея увеличила численность своей армии до миллиона человек - одной десятой мужского населения — чтобы режим мог продемонстрировать власть и контроль своим гражданам и внешнему миру. Ким Ир Сен хорошо кормил армию, но страдали простые люди, которые зависели от своего правительства в плане доходов и продовольствия.
Пак, в отличие от предыдущих южнокорейских лидеров, восхищался Японией и ее ориентированной на экспорт экономической системой. Он настаивал на построении экономики, вдохновленной Японией, которая в основном имела характеристики рыночной экономики, в отличие от замкнутой плановой экономики Северной Кореи.
Южная Корея
Тем временем экономическое развитие набирало обороты на другой половине Корейского полуострова. В 1961 году генерал Пак Чон Хи захватил власть путем государственного переворота и ввел новое видение экономики страны, хотя и наряду с политическими репрессиями. В соответствии с этой моделью южнокорейское правительство импортировало сырье, поддерживало дешевую рабочую силу, которая собирала конечные продукты, и экспортировало их. Прекрасным примером является нефтяная промышленность Южной Кореи: стране не хватает природных запасов нефти, но она построила свой первый нефтеперерабатывающий завод в 1964 году, закупала сырую нефть в странах Ближнего Востока по низкой цене, перерабатывала ее и продавала нефтепродукты на международном уровне. Южная Корея извлекла выгоду из плодотворных отношений с Соединенными Штатами, которые к 1970 году стали крупнейшим рынком сбыта южнокорейских товаров.
Ориентированная на экспорт система Южной Кореи достигла впечатляющих результатов: темпы роста взлетели более чем на 10 процентов в течение 1970-х годов, намного превысив среднемировой показатель в 4 процента в то время. В 1980-х годах Южная Корея зарекомендовала себя как крупный производитель автомобилей, кораблей, телевизоров и компьютерных чипов. Горстка гигантских односемейных конгломератов - групп, которые управляют несколькими компаниями в разных отраслях — во многом способствовала этому росту. Эти конгломераты, известные как chaebol, были частными предприятиями, но они установили тесные отношения с правительством.
Правительство стимулировало chaebol к увеличению производства, предоставляя им кредиты под низкие проценты на основе их результатов, тщательно измеряемых с помощью четких контрольных показателей. Стратегия сработала, и чеболь сотрудничал с правительством в производстве и экспорте товаров по все более эффективным ставкам. Они росли так быстро, что в конечном итоге охватили такие разнообразные отрасли, как производство продуктов питания, парки развлечений и автомобили. Пожалуй, самый известный чеболь, Samsung, начинал с производства сушеной рыбы и лапши, а затем диверсифицировался в сфере страхования, розничной торговли и электроники. Там, где правительство Северной Кореи плохо управляло своими заводами и отказывалось открыться для торговли, правительство Южной Кореи использовало свой частный сектор и свободные рынки для достижения успеха.
В отличие от островной Северной Кореи, Южная Корея пользовалась гуманитарной помощью США и присутствием шестидесяти тысяч американских военнослужащих, дислоцированных вблизи границы с Северной Кореей, для поддержания стабильности на протяжении 1960-х годов (в последующие десятилетия это число выровнялось примерно до сорока тысяч). Некоторые южнокорейцы обеспокоены тем, что слишком большая зависимость от Соединенных Штатов — как в качестве военного защитника, так и в качестве рынка для экспорта — была рискованной. Но свобода инвестировать деньги за пределами вооруженных сил и в бизнес, несомненно, стимулировала экономический рост Южной Кореи.
1991–настоящее время: После распада Советского Союза
Северная Корея
Экономика Северной Кореи находилась в состоянии стагнации на протяжении 1970-х и 1980-х годов, а в 1975 году страна объявила дефолт по своим международным займам. Но экономика оставалась на плаву благодаря одному важному исключению из ее политики самообеспечения: Советский Союз предоставлял сильно субсидируемый импорт энергоносителей и дешевое оборудование, которые в совокупности стоили более 60 процентов валового внутреннего продукта (ВВП) Северной Кореи. Однако это преимущество закончилось, когда в 1991 году распался Советский Союз, а вместе с ним и экономика Северной Кореи. Сельскохозяйственное производство Северной Кореи рухнуло после того, как страна была отрезана от топлива, необходимого для работы сельскохозяйственной техники и сбора урожая зерна. В 1994 году Ким Ир Сен, который правил Северной Кореей с момента ее создания более сорока лет, умер. Его сын Ким Чен Ир стал новым лидером страны, но ему не хватало экономического опыта. Даже на этом перепутье Ким Чен Ир придерживался той же модели чучхе, вместо того чтобы искать новые источники продовольствия и энергии вовне.
По сей день Северная Корея страдает от крайней нищеты и сильной зависимости от импорта энергоносителей и экономической помощи, в основном от своего ближайшего союзника, Китая. Она продолжает непропорционально много инвестировать в свои вооруженные силы, как и в течение последних пятидесяти лет, в частности, осуществляя программы создания ядерного оружия и баллистических ракет. Северная Корея остается в значительной степени изолированной страной с лишь ограниченными рыночными реформами. Ее новый лидер Ким Чен Ын - сын Ким Чен Ира, который пришел к власти в 2011 году, — ослабил чучхе, добиваясь укрепления экономических отношений с Индией, европейскими странами и другими. Но Соединенные Штаты ввели жесткие санкции в отношении Северной Кореи из-за ее программы создания ядерного оружия и запретили любому иностранному бизнесу или отдельному лицу, которые ведут бизнес с Северной Кореей, вести бизнес в Соединенных Штатах. Это давление привело к тому, что многие иностранные компании отказались от инвестиций в Северную Корею или торговли с ней, что ослабило перспективы экономического роста.
Южная Корея
Ориентированная на экспорт политика Южной Кореи всего за пятьдесят лет превратила ее из одной из беднейших стран мира в развитую высокотехнологичную страну. Это продолжает стимулировать chaebol к максимизации производства и прибыли от экспорта. Страна больше не получает гуманитарную помощь и успешно перешла от авторитаризма к современной демократии в 1987 году. Это не значит, что в стране нет проблем. Азиатский финансовый кризис 1997 года сильно ударил по южнокорейской экономике, которая нуждалась в финансовой помощи Международного валютного фонда. Скандал со взяточничеством в 2016 году выявил тревожную коррупцию в деловых и политических кругах страны и привел к импичменту президента Южной Кореи. Но экономика выдержала эти потрясения. В Южной Корее относительно низкий уровень неравенства, бесплатное и высококачественное медицинское обслуживание и высокий уровень жизни.
В Северной Корее режим Кима и элита страны ведут роскошный образ жизни, в то время как большая часть населения недоедает. Неспособность режима улучшить экономические условия оказала разрушительное воздействие на общее состояние здоровья северокорейцев, которые в среднем живут на одиннадцать лет меньше, чем их южнокорейские коллеги.
Тридцать восьмая параллель сегодня не только обозначает разделительную линию двух Корей, но и служит напоминанием о том, что стратегии развития могут либо создать условия для экономического успеха, либо обречь экономику на крах.