Зарегистрировано — 123 575Зрителей: 66 639
Авторов: 56 936
On-line — 6 984Зрителей: 1360
Авторов: 5624
Загружено работ — 2 126 335
«Неизвестный Гений»
Новости
Как индонезийцы научились расписывать шелковые ткани и создали технологию, признанную шедевром: батик
Одна индонезийская старинная церемония предусматривала важную деталь: женщину, которая ждала ребенка и вскоре должна была родить, оборачивали семью кусками ткани, расписанной вручную в технике батика. Узоры, которые создавали мастера, должны были защитить от злых сил и саму будущую маму, и ее малыша. Множество других обрядов тоже не обходились без батика: рождение, свадьба, смерть, передача власти и ведение войн тоже сопровождались облачением участников в окрашенные замысловатым образом ткани.
Индонезия – родина батика
Технология батика очень давняя – ее возникновение относят еще к шестому тысячелетию до новой эры, и тогда окрашиванием тканей занимались в Египте. Но в том виде, в каком батик знаком миру сейчас, он появился в Индонезии. Само слово «батик» - оттуда, и означает оно «капля воска». Это не случайно: воск необходим для получения четких сложных разноцветных узоров – он не дает красителям расплываться и смешиваться между собой. Родиной батика считается индонезийский остров Ява, в глубине которого еще с VI века ткани, предназначенные для правителей и аристократии, украшали разными орнаментами.
Для красок использовали местное растительное сырье, поэтому первоначально батик был выдержан в землистых цветах – черный, индиго, коричневый, желтый. Уже позже традиции батика были переняты и на побережье Явы – там узоры были более разнообразны по цвету, но технически были куда проще. Все дело в том, что морская торговля открывала возможности для покупки разных красителей и продажи создаваемых с их помощью изделий. Добыча воска в Индонезии тоже не представляла особых трудностей.
Яванские статуи XII века и позже позволяют рассмотреть узоры, которыми украшали ткани в те далекие времена. Для тонкой работы применяли специальный инструмент – чантинг, из меди и бамбука, напоминающий ручку для письма. В медную емкость наливали горячий воск, и через узкое отверстие его наносили на ткань в соответствии с тем, как должен был выглядеть итоговый рисунок. После высыхания краски воск срезали или удаляли путем нагревания в воде, и для нанесения очередного красителя создавали чантингом новые узоры. Воск, не давая краске впитаться в ткань, помогал тем самым создавать четкие линии и границы узоров.
«Священная живопись»
Узоры различались в зависимости от региона, от повода, ради которого создавался орнамент, от того, какой статус имел будущий владелец ткани, а точнее, владелец предмета одежды, которым она должна была стать. В Индонезии, как и в других азиатских странах, носили и носят саронг – ткань оборачивается вокруг пояса. Существовали узоры, которые могли украшать одежду исключительно представителей правящих семей, одежду, как правило, шелковую, дорогую во всех отношениях. К таким рисункам относилось, например, изображение лотоса, священного цветка.
Каждый узор получал свое название, каждый обладал глубоким смыслом, выполняя важную роль при проведении церемоний, а их было много: при рождении ребенка, при его первом прикосновении к земле, не говоря уже о сложных обрядах при перемене статуса человека. Батик носили в повседневной жизни и во время праздников, он служил опознавательным знаком для определения общественного положения и принадлежности к той или иной территории. Традиции эти появились давно и благополучно сохранялись веками; никуда они не делись и с приходом европейских колонизаторов.
Когда голландские мореплаватели оценили это древнее индонезийское искусство, батик стал востребован и в Европе. Колонизаторы превратили производство батика в полноценную индустрию, расширив производство благодаря использованию медных трафаретов-штампов, которые позволяли наносить воск и краски не вручную, а путем погружения тканей в резервуар. Воск распределялся по ткани там, где ее не закрывал трафарет, а после застывания предотвращал окрашивание этих участков при погружении в краситель.
Древнее искусство, популярное и в современном мире
Техника батика получила признание во многих странах, была высоко оценена на Всемирных выставках, а одежда из Индонезии с ее характерными орнаментами была на пике моды на рубеже XIX – XX веков. Производство батика пошло на спад с началом японской оккупации во время Второй мировой войны, и после обретения Индонезией независимости в 1945 году потребовалось некоторое время, чтобы традиционный местный промысел вновь возродился в прежних масштабах.
В настоящее время существует несколько технологий производства батика, но первоначальная, ручная роспись, не забыта. Изготовление рукописного батика, «батик тулис» – процесс долгий, он занимает от нескольких месяцев до года (традиционно ткань продается куском длиной 2,25 м). Существует и техника свободной росписи, когда на белой ткани рисуют просто картину, в этом случае используют анилиновые красители, а ткань предварительно пропитывают солевым раствором, который ограничивает растекание краски.
Сейчас жители Индонезии носят батик при любых обстоятельствах – такая одежда обязательна при проведении официальных мероприятий руководителями государства, а также торжественных событий в жизни индонезийцев. 2 октября 2009 году батик Индонезии вошел в список ЮНЕСКО, объединяющий шедевры устного и духовного наследия человечества. 2 октября поэтому был объявлен в стране праздником, Национальным днем батика.
А каждую пятницу служащим всех организаций Индонезии, а особенно работающим в государственных структурах рекомендуется приходить на работу в одежде, украшенной батиком – будь то универсальные для всего мира рубашки и блузы или традиционные для Азии саронги и головные уборы. И несмотря на то, что техники, напоминающие индонезийские, развивались и в других уголках мира, прежде всего, в Африке, именно яванский батик завоевал особенную любовь любителей красивой одежды.