Зарегистрировано — 123 575Зрителей: 66 639
Авторов: 56 936
On-line — 6 980Зрителей: 1360
Авторов: 5620
Загружено работ — 2 126 335
«Неизвестный Гений»
Новости
Почему на Западе считают русскую Бабу-Ягу аномалией, и Что говорят учёные о фольклорной злой ведьме
Баба-Яга — знаменитый персонаж из славянских сказок. Фольклор рисует её уродливой старухой, владеющей магией и некими тайными знаниями. Чаще всего она — отрицательный персонаж, но иногда выступает в качестве помощницы главного героя. Фигура Бабы-Яги имеет весьма двусмысленное значение в славянском фольклоре и мифологии. С одной стороны она символизирует мать-природу, а с другой — это злая ведьма, которая похищает и ест детей. Почему же западные учёные считают её аномалией и какие ещё малоизвестные факты о ней открыли?
Кто такая Баба-Яга
По сути многочисленные интерпретации истории Бабы-Яги изображают её как предвестницу трансформации, обладающую силой либо помогать, либо мешать тем, с кем она сталкивается, и поедающую тех, кто не может удовлетворить её требования. Происхождение имени «Баба-Яга» так же не очень понятно, как и её предназначение. Возможно, что баба — это нечто вроде старухи или бабушки, а яга, как говорят специалисты, может значить «змея» или «злая». То есть даже имя подчёркивает странность этой мифической фигуры.
В письменных источниках Баба-Яга впервые появляется в 1755 году. Легенды же об этой странной женщине появились, конечно же, гораздо раньше. Многие столетия они передавались в устной форме из уст в уста. Учёные назвали Бабу-Ягу чем-то сродни протофеминистской иконе. Её характер и сущность символизируют ту самую неукротимую и непредсказуемую природу женского духа, вызывают прямые ассоциации с Матерью-Землёй. Она колдунья и обманщица, нарушительница всех возможных границ, её свобода находится где-то далеко за пределами социальных норм.
Как изображают Бабу-Ягу
Выглядит Баба-Яга чаще всего как тощая старуха, с длинным крючковатым носом и железными зубами. У неё, в отличие от классической ведьмы, транспортом является не метла, а «комфортабельная» ступа. На ней она рассекает обычно на фоне дремучих лесов, гордо держа в руке пестик, как королевский жезл. Живёт старая ведьма в избушке на курьих ножках, которую окружает забор из человеческих костей, в непроходимой лесной чаще.
Редкие смельчаки, которым удалось дойти до жилища «бабушки», находили её обычно лежащей на печи. Это тоже важная деталь — именно в этой огромной печке Баба-Яга готовила своих жертв.
Так кто же она всё-таки - добрая старушка или злодейка?
Во всех историях о Бабе-Яге её поведение выглядит весьма двусмысленно. Она то поедает невинных детишек, мешает добрым молодцам совершать подвиги, то помогает всем, кто об этом просит. Интересно, что при полном отсутствии какой-либо морали, Баба-Яга всегда держит данное ею слово, выполняет все данные ею обещания. Эта странная непредсказуемость добавляет загадочности её и без того весьма таинственной личности. Так что вопрос о том, злодейка она или добродетельница, остаётся открытым.
Западным специалистам в области фольклора показались весьма странными истории о Бабе-Яге и Василисе Прекрасной. В целом история походит на сказку о Золушке, но в ней присутствуют множественные детали, которые Золушке не могли и в страшном сне присниться.
Сначала сюжет похож тем, что мать Василисы умирает, а отец женится на злобной женщине с такими же злобными дочерьми. Василисе всегда дают самую трудную работу. Однажды приказывают найти огонь и отправляют в лес. Там Василиса натыкается на Бабу-Ягу. Лесная ведьма задаёт девице несколько весьма трудновыполнимых заданий, когда та успешно с ними справляется, то получает в награду огонь, горящий в фонаре-черепе. По возвращении Василисы домой, этот волшебный огонь испепеляет её сводных сестёр.
В Василисе Прекрасной Баба-Яга олицетворяет для девушки в одно и то же время и препятствие, и спасительницу. С одной стороны это совсем не добрая фея-крёстная, она опасна и аморальна. С другой стороны, Баба-Яга освобождает Василису от угнетающих её «родственников». В конце концов девушка выходит замуж за царского сына и они счастливо живут-поживают, добра наживают.
Чрезвычайно интересен в этой сказке эпизод, где Василиса видит трёх всадников на белом, рыжем и вороном коне. Баба-Яга представляет их как День, Солнце и Ночь. Каждый из них контролируется ею и тут она предстаёт в роли всемогущей Матери-Земли. Обладая таким могуществом, Бабе-Яге, безусловно, под силу было освободить Василису и без таких крайних мер, как убийство родственников, пусть и злобных. Метод, который Баба-Яга применила, лишь подчёркивает её злобный характер и некие явно садистские наклонности.
Подобную тактику лесная ведьма демонстрирует и в сказке о двух несчастных крестьянских детях. Их тоже терроризирует злая мачеха, однажды отправляя их в лес, чтобы избавиться от них навсегда. Дети попадают к Бабе-Яге и она планирует их съесть, но находчивая молодёжь ловко устраивает побег, воспользовавшись средствами самой ведьмы. Они сумели даже склонить на свою сторону её кота. По возвращении домой всё заканчивается как нельзя лучше: отец прогоняет злобную мачеху и все живут долго и счастливо. Тут опять повторяется парадокс Бабы-Яги — она предстаёт в роли препятствия, но только потому что дети вторглись в её владения.
Почему же Баба-Яга — это аномалия?
Парадоксальность характера Бабы-Яги в том, что она воплощает в себе с одной стороны силу и непредсказуемость матери-природы, является практически божеством. С другой стороны, природа сама восстаёт против неё из-за вреда, который она причиняет миру. Столь противоречивые черты этой мифологической фигуры ставят учёных в тупик. Баба-Яга — чрезвычайно увлекательная личность в славянской мифологии и фольклоре, она является предметом постоянных научных исследований. Её неоднозначный характер заставляет читателей каждый раз задумываться, будет ли она действовать как злобная ведьма или доброжелательная спасительница.
Изначально истории о Бабе-Яге рассказывали взрослые взрослым. Со сказками такое бывает - они часто написаны совсем не для детей. Взрослые просто превращают их в чудесные истории с неизменным счастливым концом. К сожалению, далеко не всегда первоисточник бывает таким оптимистичным.