На планете есть места, где умным жрецам ничего нужно было делать, чтобы поддерживать свою избранность и демонстрировать сверхчеловеческие способности перед благоговейными верующими. Речь идет об огне (его еще называют вечным огнем), вырывающемся из-под земли в местах скопления газа, который наводил ужас и трепет на древних людей, придумывающих мифические объяснения этому явлению, еще больше подогревающие интерес к аномальным зонам.
Такое уникальное место есть и в Азербайджане (с персидского азер означает огонь), что и отразилось в его названии – «Страна огней». Особенно много точек, вырывающихся из недр земли языков пламени, находится в 30 километрах от центра Баку, на окраине села Сураханы, расположенном на Апшеронском полуострове. Это и предопределило дальнейшую судьбу поселения еще с древности, ведь его корни восходят к доисторическим временам. Его тогда называли Семиямным капищем, поскольку в этом месте находилось сразу 7 вечных огней, бьющих из-под земли.
Учитывая фонтаны пламени и период владычества на этой территории Персии, где было популярно огнепоклонничество, неудивительно, что в древности здесь начали строить таинственные храмы и алтари, чтобы еще больше впечатлять простых людей и верующих. На данный момент сохранился прекрасный архитектурный ансамбль Храма Огня Атешгях (The Temple Ateşgah), датированный XVII-XVIII вв., но исследования показали, что на этом месте имеются и более древние фрагменты культовых сооружений, построенных еще во времена зороастризма (религия, предполагающая поклонение лишь одному богу – Огню). Это место стало притягательной точкой для паломничества особенно для жителей Индийского субконтинента.
Согласно персидским и индуистским надписям, найденным на сохранившихся стенах храма, Храм также был священным местом для индуистских и сикхских верующих. Обнаружена не одна надпись, призывающая к поклонению богу Шиве (бог разрушения и созидания) и его сыну, что явно указывает на то, здесь побывали древние индусы хараппской цивилизации, которые оказали неоспоримое влияние на оформление храмового комплекса. Также были обнаружены доказательства того, что в Храме поклонялись и индуистской богине огня Джваладжи, и то, что их строили и в них жили монахи из Персии (ныне Иран).
Исследования показали, что с приходом османов на эту территорию, зороастрийцам пришлось бежать из храма, а также из страны в Индию или Персию, где огнепоклонники составляют весомую часть верующих. Это обстоятельство до сих пор вызывают раскол во мнениях. Древние источники с точностью не объясняют, а историки и религиоведы до сих пор не уверены в истинном происхождении храма — начинался ли он как индуистский, сикхский или зороастрийский храм, поскольку огонь считается священным во всех трех религиях. Но как бы там ни было благодаря стараниям представителей этих течений удалось построить прекрасный храм. Кстати сказать, за строительство взялись не монахи или правители, а обычные торговцы, следующие по Шелковому пути.
Строительство Храма огня Атешгях, известного как Янар-Даг (Горящая гора), начали с небольшого святилища, где можно было остановиться во время длительного пути. Прямо над одной из самых больших горящих «форсунок» (всего в районе деревни находилось 7 факелов, зажигаемых потоками природного газа, вырывающихся из-под земли, а при контакте с кислородом мгновенно воспламеняющихся).
Со временем вокруг алтаря стали появляться небольшие кельи, в которых находили пристанище подвижники веры и паломники. Затем они обросли гостиными, точками питания, загонами для вьючных животных, складами для товара и т. д. В конечном итоге, постройки обнесли пятиугольной стеной с зубчатыми башнями и храм, по своей сути, превратился в полноценный караван-сарай (масштабный постоялый двор). Подобные объекты очень часто появлялись вдоль торговых путей и перед крепостными стенами городов, чтобы путники могли безопасно отдохнуть и отправиться дальше.
Конечно же, Атешгях отличался от традиционных постоялых дворов, ведь здесь имелся действующий алтарь, молельные комнаты, постоянно проживали последователи веры и прибывали паломники. А вот в 24 гостевых комнатах под названием «балахан» был оформлен традиционный минимум бытовых удобств, позволяющих провести ночь в более комфортных условиях, чем во время привала среди песков, гор и т. д. Кстати сказать, в Храме огня имелась даже ритуальная яма, где индусы сжигают тела мертвых зороастрийцев.
Естественно, алтарь, расположенный справа от газоотводного отверстия, зажигающего большое пламя посередине и четыре меньших пламени по углам крыши павильона, был и до сих пор является главным героем всего комплекса, куда стекались огнепоклонники, пытающиеся искупить свои грехи или исцелиться. Несколько столетий, постоянно живущие монахи, были выходцами из северных областей Индии – большей частью из Мултана, а также из Лахора, Тенессерима, Качбуди и т.д., хотя встречались и иранцы, и другие народы, у которых популярным верованием было огнепоклонничество.
По сведениям авторов Novate.ru, верующие придумывали самоистязающие обряды, которые должны были привести к смирению или выздоровлению. Так, например, в некоторых кельях сохранились кандалы, в которые паломники заковывали сами себя, чтобы избавиться от тяжких грехов, и стояли они так до изнеможения. А вот умирающие и заболевшие, рядом с алтарем ложились на слой известняка, который должен был избавить физическую оболочку от недуга.
С развитием науки и технологий в XVIII-XIX веках люди уже смогли дать достоверную оценку происходящего природного явления и, хотя эти знания никак не повлияли на верования огнепоклонников, они стали причиной того, что вечный огонь погас. Стоит отметить, что использование природной нефти началось еще 3 в тыс. лет до нашей эры (!). Тогда ближневосточные умельцы уже разобрались в свойствах нефти, которую собирали на поверхности водоемов и использовали ее для изготовления оружия, освещения и изготовления такого строительного материала как битум и асфальт.
В период владычества Российской империи на территории Апшеронского полуострова, в 1848 году была построена первая в мире нефтяная скважина современного типа, которую пробурили как раз в районе Сураханов. К сожалению, к техническому прорыву добавилось и тектоническое движение горной породы в 1880 году, которое в один миг перекрыло, образовавшие вентиляционные отверстия природного газа и естественный огонь в алтаре погас (хотя некоторые языки пламени можно было еще наблюдать в других точках). Огнепоклонники истолковали это как наказание богов и впоследствии покинули этот район и свой мистический храм. Поскольку это верование не нашло большого отклика в сердцах местных жителей, а носители религии отправились в Индию или Иран, Храм огня Атешгях потерял свое сакральное значение и больше не использовался в качестве культового объекта.
Примечательно: Из-за массовой добычи нефти и газа к 1969 году на территории Апшеронского полуострова полностью исчезли точки в вечным пламенем, но на историю Храма это никак не повлияло. Его постепенно восстановили и отреставрировали старинные фрагменты, а чтобы максимально точно отразить историчность места и подчеркнуть значимость святыни, подвели газовое оборудование к алтарю. Теперь горящие огни превратили древний храмовый ансамбль в захватывающую туристическую достопримечательность. Этому поспособствовал тот факт, что в 1975 году комплекс был превращен в интересный музей истории, религии, культуры и технического прогресса региона «вечных огней», а в 1998 году The Temple Ateşgah был номинирован на включение в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Источник: https://novate.ru/blogs/040823/67086/
Рупор будет свободен через:
10 мин. 55 сек.