Христианская цивилизация, о которой почти никто не знал ни в католической Европе, ни на православном Востоке, существовала здесь почти тысячу лет.
Особенно широко христианство в Нубии было распространено в IV веке. Было переведено с греческого на древненубийский язык священное писание, на этом африканском языке в местных храмах служили литургии.
В Cредние века в Нубии существовало три основных христианских царства – Макурия, Нобатия и Алодия (Алва). Столицей самого северного из них – Нобатии – был город Фарас.
Нубийцы строили храмы, которые украшали великолепные фрески и иконы с изображением святых – все они были написаны хотя и в византийском стиле, но с особым местным колоритом. Примечательно, что Христа, Богородицу и ангелов на фресках нубийские художники изображали светлокожими, а местных царей и епископов – темнокожими.
Закатом христианства в Нубии можно считать конец XIV – начало XV века. Под давлением пришедших к власти мамлюков на эти территории стали переселяться арабские племена из Верхнего Египта. Всё усугублялось тем что местные цари того периода были мусульманами. Единственное исключение – расположенное на юге царство Дотаво, которое даже после падения Алвы оставалось христианским и в котором пока ещё сохранялись нубийский язык и письменность. В XIV веке там даже существовала архиерейская кафедра, о чем свидетельствует до сих пор сохранившееся надгробие епископа с указанием года его хиротонии (1372). И даже поле того как Нубия в XVI веке была завоевана окончательно, Дотаво еще умудрялось сохранять в той или иной степени независимость.
Хотя источников о том, что происходило в стране c XV по XVII век, почти не сохранилось, ученые уверены, что христианство существовало на этих землях и тогда. Путешественники тех лет писали, что в Нубии оставалось несколько христианских общин – например, на нильском острове Танкусси недалеко от Старой Донголы. Также известно, что в 1540 году группа нубийских христиан обращалась к императору христианской Эфиопии с просьбой прислать им священнослужителей.
Но все-таки в конце концов христианство здесь исчезло окончательно. Даже в Алве, которая считалась одним из самых мощных центров христианства, жители постепенно переняли язык и культуру завоевателей-чужаков, и в настоящее время это чисто арабский район.
Увы, поскольку эта христианская культура была изолирована, она постепенно растворилась – по естественным причинам ислам её вытеснил. Однако в Судане – государстве, на территории которого когда-то располагалась Нубия – до сих пор находят останки древних христианских церквей и даже монастырей. Самый известный такой случай произошел в 1960 годы.
В Египте на реке Нил при поддержке СССР решили построить гигантскую гидроэлектростанцию. Поскольку после установки будущей плотины возникал риск затопления местных археологических памятников, которые еще пока не раскопаны, власти Египта и граничащего с ним Судана попросили помощи у иностранных ученых. В числе специалистов, приехавших спасать археологические ценности под эгидой ЮНЕСКО, была группа польских археологов, которыми руководил ученый Казимеж Михаловский. Они работали на холме в районе города Фарас. Археологи предполагали, что здесь находятся руины древнеегипетского храма. Углубившись на 30 метров, они, действительно, наткнулись на некое строение, однако оказалось, что это наследие вовсе не древних египтян, а христиан: на камне был изображен лик Архангела Михаила, а по мере раскопок строения обнаружились и другие христианские фрески – всего около 170.
Стенные росписи выполнены в технике альсекко. Это рисунки на твердой высохшей штукатурке, которая после нанесения изображений вторично увлажняется. При этом применяются особые краски, к которым добавляют яйцо, растительный клей и известь. Такой состав удобно наносить, он ровно ложится на поверхность и позволяет наносить большое число изображений за короткое время.
Оказалось, что найденное поляками здание – кафедральный собор нубийской церкви. Обнаруженный археологами собор в Фарасе – один из множества храмов, существовавших в этих местах много веков назад.
Епископство в городе Пахорасе (так в те времена назывался Фарас) установили в 20-е годы VII века. Работы по возведению собора были начаты при эпископе Этиосе. Нубийский храм представлял собой базилику, построенную из блоков, материалом для изготовления которых служил местный песчаник.
В начале VIII века почти всю базилику Этиоса разобрали, а на её месте был построен новый собор – более высокий. Вместо пяти нефов сделали три. На этот раз нижнюю часть собора построили из известняка, и верхнюю – из кирпича.
В числе изображённых сцен – Рождество Христова, ангел, спасающий праведника. Также интересна фреска, на которой изображена мать Богородицы, святая Анна. Она приложила палец к устам. Ученые связывают этот жест с тем, что у христиан-нубийцев было принято произносить молитвы не во весь голос, а шепотом. Часто при этой люди прикладывали палец к губам, демонстрируя тем самым, что злые силы не смогут завладеть их устами и душой.
Кстати, праведная Анна была очень почитаема у нубийских христиан – как в других странах верующие обращаются в своих молитвах к Богородице, так в Нубии матери и жены просят помощи и заступничества у бабушки Христа.
Чтобы древние фрески не затопило после запуска ГЭС, специалисты сняли их, провели восстановительные работы и перевезли в музеи. Часть можно увидеть столице Судана Хартуме, другие же выставлены в Национальном музее в Варшаве.
В ходе раскопок собора был обнаружен еще один уникальный памятник нубийского христианства – Список епископов Фараса (размером 58 на 87 см). Он располагался в одной из стенных ниш и включал имена 27 епископов, а также даты их служения и их смерти. Самые древние записи датируются 902 годом. Надписи нанесены на двух языках – греческом и коптском. Этот список очень помог в изучении истории нубийской и коптской живописи, а также в составлении хронологии событий того времени. Сейчас список можно увидеть в музее Судана в городе Хартуме.
Интересно, что первые 15 записей, судя по почерку, были нанесены одним и тем же человеком, а затем (видимо, после его смерти) писали уже другие люди, причем некоторые слова были нанесены на поверхность повторно – местные христиане проводили что-то вроде реставрации.
Текст: Анна Белова
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/020423/55879/