На самом деле кельты представляли собой совокупность множества различных племён, разбросанных по очень большой территории. Каждое племя, по сути, было своей собственной миниатюрной этнической группой, состоящей из отдельного набора семей со своей, но при этом общей идентичностью. Показателем того, что у кельтов была базовая общая идентичность, являются слова Юлия Цезаря. Описывая Галлию, он упоминает, что она была разделена на три части. Первая часть была населена аквитанцами, вторая — белгами, а третья — галли. Именно третья группа, как сообщает Цезарь, на своём родном языке называлась «Celtae» (кельты). Согласно этой информации, галли в целом называли себя кельтами. Это показывает, что кельтские племена Галлии действительно имели определённую общую идентичность в отличие от некельтских народов, которых они не называли кельтами. Как подразумевал сам Цезарь и как показывает археология, все кельтские племена Галлии говорили на одном языке и, по сути, придерживались одних и тех же обычаев и законов.
Как известно, кельты чаще всего жили в горных крепостях. Однако так было не всегда. В гальштатской культуре (ок. 800-475 до н.э.) поселения кельтов были несколько иными. Хотя городища действительно существовали, есть свидетельства того, что они использовались только для определённых целей, а не для общего проживания. Например, некоторые из них могли функционировать как королевская резиденция вождя племени. Другие горные крепости, по-видимому, использовались в качестве убежищ во время войны. Некоторые из были укреплёнными наблюдательными постами.
Есть несколько примеров больших горных укреплений, которые когда-то были настоящими поселениями. Однако это было редкостью. Похоже, что основное кельтское население в эпоху Гальштата жило в относительно не укреплённых поселениях. Это изменилось в эпоху Ла Тена, которая сразу же последовала за эпохой Гальштата. В этот период кельтской истории крепости на холмах стали широко использоваться в качестве поселений для племён. Многие существующие городища были значительно расширены и гораздо сильнее укреплены. Они стали настоящими городами кельтов.
Размеры городища могли значительно различаться, но все они имели, по сути, один и тот же план. Это были поселения, построенные на вершине холма (отсюда и название), с рядом оборонительных колец, возведённых вокруг них, обычно сделанных из земляных насыпей и часто увенчивались деревянными частоколами. Иногда поселения окружали вертикальные каменные стены, хотя это было нечасто. Внутри население жило в круглых домах, сделанных из плетня и мазни (плетёная решётка из деревянных полос, покрытых смесью глины и соломы).
Экономика кельтов была основана на разведении крупного рогатого скота, овцеводстве и растениеводстве. Можно сказать, что большинство кельтских поселений были, по сути, фермерскими общинами. В Британии, например, есть явные свидетельства обширной организации в древнем разделении полей по всей стране. Даже склоны холмов были обработаны, поскольку земля была ценной и не могла быть потрачена впустую.
Крупный рогатый скот был очень ценен для кельтов. Богатый вождь, по необходимости, имел большое стадо. Говядина составляла значительную долю пищи, употребляемой кельтами, и молоко также потреблялось в больших количествах. Овцы ценились за их шерсть, и кельтская одежда как правило изготавливалась из неё, а также шилась из шкур животных, что ещё раз говорит о важности крупного рогатого скота и овец в кельтском обществе. Есть свидетельства того, что овец также использовали на мясо, хотя и не в таком количестве, как коров.
Кельтская экономика включала в себя не только то, что было доступно на местном уровне. Как древние письменные источники, так и археология продемонстрировали, что кельты занимались обширной торговлей. Например, Диодор Сицилийский зафиксировал тот факт, что существовал торговый путь, который проходил из Средиземноморья прямо в северо-западный угол Галлии.
Основным продуктом, которым так интересовались средиземноморские страны, было олово. В самом Средиземноморье было очень мало источников олова, поэтому кельтские источники высоко ценились. Оловянные рудники в Девоне и Корнуолле были предметом обширной торговли с другими странами. На самом деле, уже в позднем бронзовом веке есть свидетельства того, что корнуоллским оловом торговали вплоть до Восточного Средиземноморья. Другой источник олова был найден в северо-западной Галлии. Как объяснил Диодор, оно было доставлено вниз по Роне в Средиземное море для торговли с тамошними народами, такими как греки и этруски.
Внутри каждого племени кельтов обычно был царь или вождь, правивший ими. Но так было не всегда. Иногда один царь правил несколькими племенами. Например, около 100 года до н.э. король по имени Дивитиак правил племенем суессионов в северной Галлии. Помимо своего собственного племени, он также правил другими племенами в Галлии, а также некоторыми племенами на юго-востоке Британии и по праву считался могущественным царём. Тем не менее каждое племя всё ещё сохраняло своего собственного вождя или субцаря, хотя и подчинялось Дивитиаку.
Другой пример можно увидеть в случае с Тогодумнусом, царём племени Катувеллауни в первом веке нашей эры. Римский историк Дио Кассий сообщает, что племя добунни подчинялось Катувеллауни. Таким образом, Тогодумнус обладал суверенитетом как над своим собственным племенем, так и над другим. Под властью царя существовало три основных класса. Самыми низшими были простолюдины, большинство из которых были фермерами, поэтому кельтские поселения обычно представляли собой фермерские общины. Многие из этих людей жили за пределами основного поселения, к которому они принадлежали, часто потому, что им требовалось больше места для своего скота и посевов.
Над простыми людьми стояла военная аристократия. Это, конечно же, были военачальники, вожди и солдаты кельтов. Однако это не означает, что простые люди не участвовали в боевых действиях, столкнувшись с врагом. На самом деле, Цезарь писал, что простые люди якобы были ответственны за нападение на его флот, когда он высадился в Британии в 54 году до нашей эры. Но при этом воинская аристократия была единственной, кто занимал руководящие посты.
Над воинской аристократией стояли друиды. Отдельные друиды на самом деле были набраны из воинской аристократии, но как класс они обладали большим авторитетом, чем воины. Друиды были религиозными лидерами кельтов, а также обладали некоторым политическим влиянием. Одним из способов, с помощью которых они оказывали политическое влияние, было то, что они выступали в качестве судей среди народа. Взамен кельты получили множество предметов роскоши. Например, в кельтских могилах были найдены греческие и этрусские кувшины для вина и ювелирные изделия.
Друиды были жрецами и учителями кельтов, а также считались ответственными за просвещение людей в соответствии с их религиозными обычаями и традициями. Они использовали устную традицию для сохранения своих учений, поскольку не одобряли записи священных вопросов. Большинство их религиозных обрядов совершалось в священных лесах. Есть некоторые свидетельства того, что они иногда использовали специальные здания, похожие на храмы, но это было редкостью. Примечательно, что кельты совершали человеческие жертвоприношения как часть своего культа. Одна из практик включала в себя сооружение большой статуи в мужском образе, доверху заполненной жертвами.
После статуя поджигалась, поскольку кельты твёрдо верили в загробную жизнь и человеческие жертвоприношения для них были нормой. Именно поэтому они хоронили своих умерших с оружием, украшениями и даже едой. В частности, кельты также верили в реинкарнацию. Эта вера якобы побуждала их быть свирепыми воинами, поскольку они не боялись умереть в бою. Также известно, что они верили в концепцию жизни в другом царстве. Точная взаимосвязь между этими двумя разными загробными жизнями не совсем ясна. В любом случае потустороннее царство представлялось как остров, подобный греческой концепции Элизиума или Островов Блаженных.