Издревле мосты были стратегически важными объектами, которые позволяли сокращать путь, соединяя берега рек и небольших водоемов, склоны глубоких ущелий и т. д. Свою значимость переправы не потеряли и сегодня, особенно с учетом того, что у современных людей каждая минута на счету. Единственное, они стали не только сложнейшими инженерными структурами, мосты давно превратились в архитектурные шедевры, украшающие городские и природные ландшафты. Учитывая сложность рельефа, обилие рек и ущелий, а также патологическое стремлению удивлять и быть первыми, неудивительно, что в Китае преуспели в строительстве культовых сооружений. Тем более, что жизненно необходимые структуры проектируют только именитые архитекторы, превращающие их в потрясающие мир объекты, бьющие все мыслимые и немыслимые рекорды.
Не стал исключением и Первый Западный мост Чэнду (West Line Road Chengdu), спроектированный студией Zaha Hadid Architects, которую в свое время основала талантливейшая женщина-архитектор Заха Хадид. К сожалению, Королевы кривой уже нет с нами, но ее идеи вдохновляют креативных дизайнеров, продолжающих ее дело. Стоит сразу оговориться, что архитекторы ZHA были выбраны для строительства моста после победы в конкурсе проектов, который завершился в 2019 году.
Примечательно: На конкурс, объявленный муниципалитетом Чэнду, были представлены не просто эффектные эскизы будущего моста, который должен был пересечь реку Цзянси, приток реки Тоцзян, проходящий по провинции Сычуань. Поскольку требовалось сделать полные инженерные расчеты, для разработки проекта многоотраслевые специалисты ZHA использовали программное обеспечение, позволяющее определить все параметры на цифровой модели конструкции, принимая во внимание вес материалов; статические нагрузки; динамические транспортные нагрузки; факторы окружающей среды, такие как ветер, осадки и температура; подземные толчки, колебания земной поверхности и сдвиг тектонических плит во время землетрясений. Благодаря этому анализу структура и фундамент были спроектированы таким образом, чтобы выдерживать любые условия даже те, которые могут возникнуть только раз в 200 лет и то, при определенных обстоятельствах.
Стоит отметить, что это первый из многих мостов, которые планируют построить на Западной дороге Чэнду. Его длина составляет 295 метров, а центральный пролет 185 м, при этом предусмотрены второстепенные пролеты по 55 метров с каждой стороны и предназначен он для автомобильного, велосипедного и пешеходного движения. Новая переправа стала западной частью главной кольцевой дороги аэропорта Нового города и велосипедного маршрута. Ожидается, что только что открывшаяся преобразующая структура, расположенная вблизи международного аэропорт Чэнду Тяньфу, значительно облегчит трафик, расширив связи между регионами, в разы сократив время пути, что совсем немаловажно в нынешних реалиях жизни.
Учитывая, кто проектировал мост, неудивительно, что его конструкция предусматривает не только функционал и безопасность, эстетике уделено не меньше внимания нежели основополагающим расчетам. Эффектный мост со скульптурными формами состоит из двух симметричных стальных арок, поднимающихся с обеих сторон проезжей части, которые сходятся в верхних точках. И это не просто красивая деталь, гармонично поднимаясь и соединяясь, они значительно повышают показатели устойчивости конструкции и защищают ее от воздействия воздушных потоков различной мощности.
Арки, достигающие высоты 30 метров (пропорциональное соотношение с длиной полотна составляет 1:6), обеспечивают идеальный баланс между высотой и общим пролетом моста. А вот сужение к центру, образующее тот самый динамичный изгиб, не только укрепляет конструкцию моста. Принимая конусообразную, скульптурную форму сужение и плавный изгиб подчеркивают диалог с окружающей средой, с линиями русла реки и пологими склонами невысоких холмов, щедро покрытых растительностью.
Чтобы свести собственный вес моста к минимуму, для создания арок разработчики использовали продольные коробчатые балки, интегрированные по периметру дорожного полотна. Такая технология обычно применяется при строительстве масштабных структур, предусматривающих наличие обширных пролетов без установки дополнительных опор. Подобные внедрения естественным образом противодействует горизонтальному давлению, влияющему на устойчивость переправы.
Авторы Novate.ru хотели бы обратить внимание на то, что предложенная конструкция ZHA сводит к минимуму воздействие на экосистему реки поскольку не нарушается целостность ее дна из-за установки опор и масштабных укрепляющих фундаментов. Удерживают мост пирсы, построенные на противоположных берегах на плотной почве, что лучшим образом способствует устойчивости структуры с наименьшими затратами.
Стоит отметить, что значительная часть компонентов моста изготовлена заранее. Такая технология значительно ускоряет процесс строительства и благотворно влияет на прилегающий ландшафт. Так, например, настил изготавливались из сборных железобетонных панелей, а секции балок кромочной коробки, предназначенных для крепления кабелей, были изготовлены на соответствующих спецификации предприятиях.
Сборные пластинчатые поперечные балки моста были доставлены на площадку грузовиками, с помощью мобильных кранов установлены, а затем соединены с краевыми балками посредством болтового соединения между сращиванием крышки. Бетонный дорожный настил был построен из сборных панелей, закрепленных на поперечных балках с помощью монолитных заливок бетонных стежков. Для изготовления же буронабивных свай и опор моста применялись традиционные методы монолитной заливки железобетона на нужном месте на требуемой расчетами глубине.
Источник: https://novate.ru/blogs/030923/67340/