Зарегистрировано — 123 572Зрителей: 66 636
Авторов: 56 936
On-line — 6 930Зрителей: 1355
Авторов: 5575
Загружено работ — 2 126 330
«Неизвестный Гений»
Новости
Инструкция архаичного уклада жизни: как появился и чему учил «Домострой»
Повседневный уклад жизни общества в разные годы и в разные государства отличался. Но при этом он зачастую подчинялся каким-то общим правилам. И если чаще всего они были негласными, то некоторые из них всё-таки прописывались на бумаге. Есть такой исторический документ и в отечественной истории - речь идёт о «Домострое», своде правил для жизни общества, по которому русские люди жили несколько столетий.
История этого памятника отечественной истории и литературы начинается в интересном историческом контексте: на момент начала XVI столетия Московское государство было единственным в Европе, где остался православный уклад. Поэтому и в обществе, и со стороны властей было чёткое стремление к сохранению влияния православной религии. Именно так, по инициативе правителя получает широкое распространение уже существовавшего тогда религиозного трактата, которое содержало свод правил и рекомендаций по формированию семейного быта, чтобы вести его в соответствии с догмами христианской веры и тогдашней монархии.
Произведение имеет полное название: «Книга, называемая «Домострой», содержащая в себе полезные сведения, поучения и наставления всякому христианину — мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам», однако известно оно по одному-единственному слову, «Домострой». Трудно сказать, когда именно этот литературный памятник появился, однако некоторые историки считают, что написали его ещё в XV столетия, вероятно, на просторах Новгородской боярской республики, и уже оттуда стал распространяться на остальную территорию Восточной Руси.
А распространился он благодаря действиям священника Благовещенского собора Московского Кремля Сильвестра — именно в середине XVI века показал «Домострой» тогда ещё великому князю Ивану IV. Правда, он же несколько изменил содержание, добавив туда наставление сыну. Что касается общего содержания «Домостроя», то он формировался во многом на основе нравственных норм, изложенных в ранних христианских сочинениях, таких как проповеди константинопольского архиепископа Иоанна Златоуста, собранных в древнерусский сборник «Златоуст».
Другой особенностью «Домостроя» в плане стилистики было активное применение в тексте живого языка, а не одного только церковно-славянского стиля. К слову, учёные считают, что именно этот факт был одним из ключевых, способствующих популяризации произведения. В итоге «Домострой» получил статус своего рода настольной книги по организации повседневного уклада. Самое интересное, что первыми его активными читателями были именно представители высших и состоятельных сословий, и только потом он стал распространяться в массы.
Ключевая суть правил, написанных в «Домострое», представляет собой пропаганду соблюдения христианских добродетелей, а также основных церковных обрядов. Поэтому среди тезисов, произведение продвигает в народ патриархальный уклад в семье, доброжелательное отношение к ближним, поддержка в обществе и абсолютная покорность и смирение властям, причём как религиозных, так и светских. Однако большая часть глав «Домостроя» всё-таки относится к регулированию внутрисемейных отношений, а также процессу домоводства. Отдельно стоит упомянуть, что в эту парадигму входили не только непосредственно члены семьи, но и прислуга - отношения с ними также прописываются в «Домострое».
Главу семейства также поучали, каким он должен быть. Например, 27-я глава даёт следующие рекомендации: «Если муж сам того не делает, что в этой книге писано, и жены не учит, и слуг своих, и дом свой не по-божески ведет, и о своей душе не радеет, и людей своих правилам этим не учит, — и сам себя погубит в этой жизни и в будущей и дом свой, и всех остальных с собою. Если же добрый муж радеет о своем спасении и жену и чад своих наставляет, как и слуг своих, всякому страху божию учит и достойной христианина жизни, как здесь написано, то он со всеми вместе во благоденствии и по-божески жизнь свою проживет и милости божией удостоится».
История «Домостроя» официально закончилась с приходом советской власти, которая пропагандировала совершенно другие ценности, в том числе семейные. Однако в реальности популярность этого литературного памятника в народе снижалась постепенно: первые звоночки прозвучали во времена Петра Великого, который стал активно продвигать в общество европейский уклад жизни, а к XIX столетию «Домострой» всё чаще стали подвергать критике как раз из-за его морального устаревания. Особенно раздражали сильное религиозное влияние, чёткое подчинение монарху и практика применения телесных наказаний. Впрочем, этот свод был и остаётся одним из самых ярких литературных и исторических памятников отечественного прошлого.
Источник: https://novate.ru/blogs/020923/67336/