Всадники Ойо были легендарными воинами, служившими Империи Ойо в Западной Африке. Известные своими навыками верховой езды и боевой отвагой, они сыграли решающую роль в расширении империи и установлении её господства. Всадников также уважали за их ум и мудрость, что делало их ценным активом для царской семьи Ойо. Их наследие продолжает вызывать гордость и уважение у народа йоруба, напоминая о богатой истории и культурном наследии империи Ойо.
Это было одно из самых передовых и могущественных государств во всей Западной Африке с середины 7 по 18 века. Оно властвовало не только над большинством других царств на земле йоруба, но и над близлежащими африканскими государствами, особенно Дагомейским царством в современной Бенинской республике.
К сожалению, записей о ранней эпохе империи Ойо сохранилось очень мало. Известно лишь, что империей она стала на стыке 13 и 14 веков. Это было высокоорганизованное и сложное общество. Первым царём был Оранмиян, а столицей город Ойо-Илле. Главным языком общения был язык йоруба, а преобладающей религией христианство. Позже пришёл ещё ислам.
До начала середины 16 века Ойо было богатым, но второстепенным государством на этой части континента. Многочисленные попытки расширить территории и усилить могущество заканчивались в основном провалами. Мощь Ойо начала расти ко второй половине века, когда алаафины Оромпото начали использовать богатство, полученное от торговли, для создания мощной армии. Так появилась могущественная царская кавалерия — всадники Ойо. На столетия вперёд они стали основой поддержания мощи великой империи. Воины йоруба имели свой кодекс чести и могли выдвигать требования даже совету вождей и правителю.
Благодаря доблести всадников Ойо границы государства расширились, а дань им стали платить все соседи. Успех в торговле упрочил положение. Основными объектами её были: соль, кожа, орехи, слоновая кость, ткани, лошади и, конечно же, рабы.
Конечно, могущественная армия должна была не только держать в подчинении местных вождей, ибо как только им давали чуть больше свободы они тут же начинали бунтовать, а и обеспечивать покорность данников.
Кавалерия Ойо была не только чрезвычайно многочисленным войском, но и профессионалами высочайшего класса. О мастерстве этих наездников и их воинской доблести слагали легенды. В бою они были свирепы и отчаянны. Их лозунгом было: «Победа или смерть». Лошади давали огромное преимущество, ибо большинство африканских армий тогда были пешими. Ни у одного другого царства в Западной Африке не было такого. Военачальники весьма мудро умели использовать этот плюс.
Кроме того всадники Ойо были оснащены тщательно продуманной одеждой. Она славилась не только своей функциональностью и защитными свойствами, но и была воистину потрясающим визуальным зрелищем. У воинов были яркие мантии и величественные головные уборы, а их лошади были украшены красочными перьями и другими декоративными элементами.
Вид у этих воинов был невероятно устрашающим. Противника они приводили в состояние неконтролируемого ужаса и благоговейного трепета. Лошадь обычно защищали тяжёлые доспехи, ведь какой толк может быть от всадника, если его боевой конь погибнет? Вооружение наездников состояло из копья, меча и щита. Репутация этих грозных воинов была безупречной — они были непобедимы. Именно благодаря им государство Ойо смогло стать той великой и могущественной империей, которую запомнила история.
Со временем достоинства столь непобедимой армии стали её основным недостатком. Полководцы стали уж слишком безоговорочно полагаться на непобедимость своей кавалерии. Это однажды сыграло злую шутку с ними. Первые признаки начала падения воинского могущества и превосходства появились во время сражения с Дагомеей в 1728 году. К этому времени их солдаты были оснащены таким оружием, которого не было у Ойо — мушкетами. Тут и превратилось основное преимущество имперской кавалерии в огромный недостаток.
Лошади пугались выстрелов и становились бесполезными, а вместе с ними столь же бесполезными были и их всадники. Кроме того, дагомейцы вырыли специальные траншеи, которые не смогла преодолеть конница. Чтобы покорить Дагомею понадобились огромные усилия и целых два десятка лет.
Тем временем развитие военного искусства не стояло на месте. Соседние государства и колониальные войска были оснащены более продвинутым вооружением, а всадники Ойо застряли в прошлом столетии. В конце концов они стали слабым местом некогда могущественной армии.
Внутренние противоречия раздирали империю, а слабые лидеры бесконечно усугубляли и без того тяжёлую ситуацию. Вожди племён бунтовали, а покорённые народы так и норовили восстать. Всё это совпало с падением доходов от торговли. Самый крупный удар экономика Ойо получила в результате отмены рабства.
Любая империя, насколько бы могущественной и великой она не была, заканчивается распадом. Так случилось и с Ойо. К сожалению, никто не желает учитывать уроки истории, а ведь она всегда развивается по спирали. Опыт прошлого будет одинаковым независимо от того, Африка это, Европа, Америка или Австралия.
Признаками несостоявшегося государства всегда являются массовая демонстрация богатства коррумпированными чиновниками, жестокость правителей, огромный разрыв между богатыми и бедными, желание жить за счёт раздутого государственного аппарата, разворовывать казну. Рядом всегда будут идти общая деградация общества, разврат и бунты. Всё это пожирает государство изнутри.
Таковы, к сожалению, черты большей части африканских (и не только) государств сегодня. Если их эгоистичные лидеры не переосмыслят все стоящие перед ними сегодня многочисленные проблемы, то завтра уже может и не быть. Так бывает, когда прошлая история перестаёт быть ориентиром.
Всадники Ойо, несмотря ни на что, были и остаются легендарной группой воинов, которые оказали неизгладимое влияние на историю Африки. Их репутация бесстрашных наездников и опытных бойцов была полностью заслуженной, а их вклад в расширение и доминирование империи Ойо невозможно переоценить.
Сегодня, благодаря таким произведениям, как, например, «Королевский всадник», их наследие продолжает вызывать гордость и уважение у народа йоруба, служа напоминанием о богатой истории и культурном наследии могущественной империи прошлого. Мир тоже должен узнать насколько богата и увлекательна история Африки. История, которую слишком долго скрывали из-за колониализма и расизма.