Зарегистрировано — 123 575Зрителей: 66 639
Авторов: 56 936
On-line — 6 987Зрителей: 1360
Авторов: 5627
Загружено работ — 2 126 339
«Неизвестный Гений»
Новости
Эзотерические картины художницы-беженки, которую вдохновляли полотна Босха и теория снов Юнга: Ремедиос Варо
Ремедиос Варо была названа в честь Богородицы целебной. История её жизни напоминает сценарий к мелодраме, в которой рассказывается о её бурном опыте беженки, об утешении в движении сюрреализма и созданных ею картинах, выражающих духовные убеждения и не только. Пожалуй, она одна из немногих художниц, чьё творчество, пропитанное тайнами, магией и волшебством трогает до глубины души большинство людей, независимо от возраста и пола.
Ранние годы
Отец Ремедиос, инженер-гидротехник по профессии, постоянно отправлялся в командировки, поэтому семья вынуждена была часто переезжать с одного места в другое, сменяя города и страны. Он поощрял свою дочь развивать её выдающиеся художественные таланты и знакомил её с такими авторами, как Жюль Верн, а также с работами по мистицизму и философии. Напротив, мать девочки была набожной католичкой, и её строгие религиозные убеждения, как правило, заставляли девочку чувствовать себя изолированной и постоянно во всём виноватой. Она посещала монастырскую школу, испытывая при этом отвращение к религиозной идеологии, проповедуемой её матерью. Резкие различия во мнениях между матерью и отцом оказали огромное влияние не только на всю её жизнь, а и на художественную карьеру.
Когда Ремедиос исполнилось пятнадцать лет, её семья переехала в Мадрид, и девочка была принята в очень известную академию искусств Эскуэла де Беллас Артес. В 1930 году она вышла замуж за Лизаррагу, художника, с которым познакомилась в школе. Пара переехала в Барселону, где они оба начали свою карьеру в рекламной компании Thompson, благодаря этому рисунки Ремедиос демонстрировались на выставках. В 1937 у неё появились новые знакомые: художник-сюрреалист и политический активист Эстебан Франсес, а также поэт-сюрреалист Бенджамин Пер, с которыми она решила переехать в Париж, в то время как её муж остался воевать из-за внезапно разразившейся гражданской войны в Испании. Они так и не развелись, но больше никогда не были парой.
Ремедиос жила в бедности в Париже и в начале Второй мировой войны была заключена в тюрьму французским правительством из-за её романтической связи с Пером, которого они преследовали за его политические убеждения. Вскоре после освобождения ей и многим другим пришлось бежать из-за немецкого вторжения. Пара сбежала в Мексику и получила мексиканское гражданство. Именно там Ремедиос прожила остаток своей жизни, изучая эзотерику и посвящая всё своё время живописи, что обеспечило ей финансовую стабильность после замужества за Вальтером Грюном, австрийским политическим беженцем.
Творческий путь
Раннее художественное влияние на творчество Ремедиос оказали Босх, Гойя и Пикассо. Многие её картины сравнивают с итальянским художником греческого происхождения Джорджо де Кирико. Помимо того, что она черпала вдохновение в искусстве, её работы часто включали религиозные образы, напоминающие о её католическом воспитании. В своей работе она обращалась к западному и незападному мистицизму и верованиям, основанным на магии, а также к научным связям между живыми существами. Колдовство и алхимия увлекали её наряду с теорией сновидений Карла Юнга. Она постоянно поглощала знания, и это видно по её картинам.
Помимо Франсеса, Варо также подружился в Барселоне с испанскими сюрреалистами Хосепом-Луисом Форитом и Оскаром М. Домингесом. Вскоре она познакомилась с сюрреалистом Марселем Жаном. Вдохновлённая этим направлением, она стала участвовать в таких мероприятиях, как cadavres exquis. Ремедиос также присоединилась к художественному коллективу Grupo Logicofobista, который стремился интегрировать метафизику в своё творчество. Благодаря своим связям и отношениям она сблизилась с такими известными сюрреалистами, как Роберто Матта и Макс Эрнст. Её работы демонстрировались на международных выставках сюрреалистов в столице Франции и Амстердаме. За годы, проведённые в Мексике, круг её друзей-сюрреалистов расширился, в него вошли такие художники, как Вольфганг Паален и Леона Каррингтон, такая же беженка.
Стиль и техника
Одна из ранних картин Ремедиос «Души горы» была создана в Париже во время оккупации города нацистами. Это произведение искусства является комментарием к тому, как изображались женщины, особенно женщины-художницы, в то время. Изображены две женщины, видны только их лица, так как остальная часть их тела закрыта камнями. Ветер дует из глубины, указывая на сильную силу, окружающую, казалось бы, дремлющих персонажей.
Варо выразила своё разочарование патриархальным обществом с помощью своей иллюстрации. Творческое решение выбрать скалистые горы в качестве клеток, удерживающих фигуры, соответствует символизму мужественности, который требовался для того, чтобы добиться успеха в мире искусства. Название произведения отражает блестящие умы и души женщин, которые не смогли освободиться от подавляющего присутствия мужчин. Мрачная цветовая гамма и тёмные тени вызывают чувство тревоги, отчаяние с проблеском надежды, поскольку лица женщин ещё не полностью закрыты.
Ремедиос использовала сюрреалистическую технику окуривания, разработанную Вольфгангом, чтобы создать иллюзию тумана и облаков. Суть метода заключается в использовании пламени свечи, что приводит к взаимодействию дыма с бумагой. Помимо мистического визуального эффекта, физическое присутствие света для эффективного его использования также имело значение для Варо. Её увлечение алхимией и основополагающим союзом противоположностей, на котором она основана, побудило её выбрать fumage. Свет свечи уравновешивал темноту изображения, создавая мощное заявление о необходимости женственности в индустрии, где доминируют мужчины.
Её картины часто сосредоточены на одной женской фигуре. «Ловец звёзд» яркий пример этого определяющего элемента в работах Ремедиос. Героиня существует в тесном, тускло освещённом пространстве с иллюзией, что стены смыкаются вокруг неё. Она одета в неопределимую одежду, которая выглядит как развевающийся плащ и шлем испанского солдата с такой же текстурой, которая покрывает всё её тело. В руках она держит сеть-ловушку и светящуюся луну в клетке. Она симметрична, возможно, имитируя бабочку. Её царственная осанка и сияние, окружающее её, неземны и напоминают египетскую богиню луны и магии Исиду.
Подобно «Душам горы» это произведение олицетворяет страдание, связанное с её женской идентичностью. Техника линий, которую использовала Варо, вызывает ощущение движения, даже если фигура неподвижна и её окружение неподвижно. Тёмные и светлые тона коричневого и жёлтого выражают диапазон от глубоких теней до пронзительного света. Бахрома плаща подсвечена так же, как луна, будто сила начинает наполнять её с ног до головы.
Наследие
В «Создании птицы» сюрреалистичное существо в виде женщины-совы сидит за письменным столом и оживляет птиц с помощью скрипичной струны, свисающей с её шеи. В другой руке она держит призму или увеличительное стекло, используя энергию звёзд, чтобы пробудить собственные творения. Странного вида машина с двумя сферическими формами и трубкой откачивает краски, которые использует птица-женщина, сидящая за столом. У неё довольное и сосредоточенное выражение лица, когда она изображает роль бога и творца в кабинете, похожем на монашескую келью.
Картина иллюстрирует уникальную историю сотворения мира, имея свою собственную мифологию, задуманную Варо, при этом вызывая сходство с такими культовыми произведениями искусства, как «Сотворение Адама». Это также портрет силы, которой обладают художники, создавая собственные миры. Она проводит сравнение между богом, вдыхающим жизнь в людей, и художником, вкладывающим творческую энергию и частичку души в произведения искусства.
Решение использовать элементы струнного инструмента, созданного для создания музыки и увеличительное стекло, способное улавливать свет, было вполне преднамеренным. Соединив изображение со звуком и светом, женщина-сова обрела равновесие и гармонию. В отличие от многих других её картин, которые глубоко погружают в тяготы женского бытия, эта картина исследует личность Ремедиос в целом. Её роли художника, мыслителя и индивидуума склеены воедино в изолированном пространстве, демонстрирующем продуктивного члена общества.
Несмотря на то, что женщин не принимали в сюрреалистическое движение, когда оно было создано, Ремедиос по сей день считается одной из самых талантливых женщин-художниц-сюрреалистов. За свою карьеру она создала около четырёхсот произведений искусства. Её использование религиозных образов, духовности, мистицизма и феминизма всё это определило её как художницу, которая бесстрашно выражала себя. Она помогла проложить путь многим женщинам-сюрреалистам, которые последовали за ней.