Биография Генри Мослера тоже не лишена некоторой драмы. Родился он в 1841 году в Пруссии, в Силезии (сейчас это территория Польши). Генри не исполнилось и девяти, как его отец, Густав Мослер, принял решение перевезти всю семью за океан – то было время массовой эмиграции немецких евреев из Европы в Америку. Мослеры поселились сначала в Нью-Йорке, потом осели в Цинциннати, Огайо, где спустя некоторое время заняли довольно высокое место внутри еврейской общины. Отец занимался бизнесом, а Мослер-младший посвятил себя рисованию.
Среди учителей, которые обучали Генри Мослера, были пейзажист Джордж Керр, портретист Джеймс Бирд. В 1861 году началась Гражданская война в США, и молодой художник делал зарисовки для газеты, а кроме того, написал несколько портретов генералов. В 1863 году 22-летний Мослер отправился в Европу, сначала в Дюссельдорф, потом в Париж. Там в течение нескольких лет он продолжал свое обучение, после чего вернулся в Цинциннати. Мослер пользовался успехом на своей новой родине – получал много заказов на портреты. А еще он создал картину, которая была высоко оценена современниками – «Проигранное дело», о войне, об одной из судеб, о разрушенном прошлом и настоящем.
В 1869 году Мослер женился на девушке из Цинциннати по имени Сара. В следующем году у супругов родился первый ребенок. Вскоре Мослер с семьей снова уехал в Европу, теперь уже надолго. Он много путешествовал, и эти поездки находили свое отражение в работах художника, которые получали высокие оценки и покупателей, и академиков. Картины Генри Мослера получали серебряные и золотые медали на парижских салонах, а работа под названием Le Retour («Возвращение») стала первой «американской» картиной, что была приобретена для Люксембургского дворца в Париже.
Те картины, что принесли Генри Мослеру мировую славу, были написаны главным образом в Бретани, где обосновалась семья художника. Там он воссоздавал на холсте повседневную жизнь тех, кто его окружал: крестьян, рыбаков, их семьи, их праздники, их быт. Генри Мослеру было свойственно особое внимание к деталям, которые теперь, по прошествии многих десятилетий, ценны не только с художественной, но и с исторической точки зрения. Будучи одним из самых значительных художников-реалистов своего времени, он «документировал» жизнь по обе стороны океана.
Несмотря на то, что значительная часть жизни художника прошла в Европе, все же с Америкой и особенно с Нью-Йорком его соединили наиболее крепкие связи. В 1894 году он уже снова жил там со своей семьей, работал в Национальной академии дизайна, открыл собственную студию в Карнеги-холле. Множество работ Генри Мослера остались и в американских музеях, включая «Метрополитан», и в частных коллекциях. Генри Мослер прожил долгую жизнь – он скончался в 78 лет от сердечной недостаточности. Его дети, внуки, правнуки составили важную часть культурной жизни страны, занимаясь в том числе и поддержкой искусства и художников.
Сейчас многие сюжеты картин Генри Мослера кажутся трогательно устаревшими, например, «Приближение бури» – произведение, никак не связанное с погодой, а повествующее о встрече девушки и молодого человека, за которой следит беспокоящаяся за дочь мать. Или «Покупка свадебного приданого», отражающая старинный и уже ушедший в прошлое ритуал подготовки к замужней жизни. Интересно в таких картинах все – и общая атмосфера, и мелкие подробности, описывающие жизнь в те ушедшие в прошлое времена, и оттенки мимики, которые можно уловить на лицах персонажей: иногда в них скрыто больше драмы, чем в самом выразительном историческом полотне.