За последние два десятилетия архитекторы-новаторы сумели оторваться от многовековых канонов строительства пусть и прекрасных, но все же типичных зданий, где преобладают строгие прямые линии, ровные углы и четкие силуэты. Благодаря их стараниям на улицах городов стали появляться удивительные здания, в структуре которых преобладают свободные линии и органические конструкции, бросающие вызов и правилам геометрии. Как правило, подобные строения называют футуристическими, хотя по своей сути они относятся к параметрическому типу, поскольку человеку, даже самому талантливому специалисту в области проектирования придется потратить не один десяток лет, чтобы высчитать кривизну каждого элемента, создавая сооружения и эстетически привлекательные, и безопасные как для владельцев, так и окружающих.
Ультрасовременная методология, предусматривающая использование вычислительной техники и называется параметрическим проектированием, которое широко используется во многих отраслях, включая архитектуру, что дает возможность удивлять весь мир невероятными формами зданий. Новая тенденция вычислительного и генеративного проектирования предлагает архитекторам и дизайнерам большую гибкость для создания форм и структур, которые никогда бы не были построены, если бы человечество не продвинулось так далеко в компьютеризации большинства процессов. Основной характеристикой параметрической архитектуры является то, что она генерируется компьютерными алгоритмами или параметрами, которые до мелочей просчитывают форму здания, а вот другие программы и станки ЧПУ помогают воплотить их в жизнь, ведь ни один завод не в состоянии изготовить большинство структурных элементов традиционным способом.
Примечательно: Несмотря на то, что истоки органических и самых неожиданных форм и образов берут начало в творчестве легендарного зодчего Антонио Гауди (1852-1926 гг.), у которого компьютер был в голове, термин «параметризм» сформулировал в своих трудах Патрик Шумахер, разработавший подробную теоретическую платформу. Кстати сказать, Шумахер, считающийся одним из главных теоретиков новой методологии в дизайне, с конца 1990-х годов, является директором архитектурной студии Zaha Hadid Architects, основанной талантливейшей женщиной-архитектором Захой Хадид, чьи параметрические проекты стали украшением большинства крупных городов мира и узнаются даже дилетантами.
Храм Expiatori de la Sagrada Família (Искупительный храм Святого Семейства) давно уже стал символом Барселоны и главным архитектурным украшением каталонской столицы, даже несмотря на то, что строительство затянулось на рекордных 140 лет. Задуманный, как традиционная римско-католическая церковь в честь Иисуса, Марии и Иосифа, собор в конечном итоге стал самым ярким примером раннего модернизма с ростками параметризма, хотя для его проектирования Гауди компьютерные программы не использовал, все расчеты он держал в голове или записывал понятными только ему символами, что и стало причиной настолько затянувшегося строительства. В структуре Храма Святого Семейства ярко выражена философия Антонио Гуди, который считал, что произведения природы – это работа самого Бога. Согласно его видению и получился поразительный архитектурный шедевр, где нет шаблонных элементов, прямых линий и острых углов, который многие специалисты считают первой ласточкой параметрического проектирования.
Концертный зал Уолта Диснея – одно из самых узнаваемых зданий, больше похожее на скульптуру, стало одним из самых знаковых зданий Лос-Анджелеса. Автором завораживающего проекта был Фрэнк Гери – известнейший архитектор современности, стоявший у истоков деконструктивизма. В связи с пристрастиями культового зодчего, формы и структура здания больше относят к деконструктивистскому подходу к проектированию, но его смело можно отнести к параметрической архитектуре, поскольку для расчетов конструкции изогнутых металлических поверхностей фасада использовалось программное обеспечение Catia.
В Шардже, признанной культурной столице ОАЭ, совсем недавно появилось футуристическое здание, спроектированное, архитектурным бюро Zaha Hadid Architects, которое достигло наивысших результатов в параметрическом проектировании. Речь идет о штаб-квартире BEEAH Group, возведенной в фирменном стиле ZHA, дизайн которого состоит из парящих куполов и изгибов, как самой структуры здания, так и интерьеров, что стало отражением окружающей пустыни с ее дюнами и причудливыми барханами. Авторы Novate.ru хотели бы особо отметить, что наряду с впечатляющими формами, что делает здание еще более фантастическим, проектом предусмотрено внедрение энергоэффективных систем и экологически чистых материалов, помогающих максимально снизить выбросы углекислого газа, а также уменьшить энергопотребление, что в условиях пустыни совсем немаловажный аспект.
Шанхайская башня (Shanghai Tower), считающаяся самым высоким зданием в Китае, была спроектирована американской компанией Gensler. Распахнувшая в 2015 году двери высотка является ярким примером использования передовых технологий и инноваций в сфере строительства зданий. Спиральную форму с закругленными углами можно было спроектировать лишь с использованием компьютерных программ, при этом с помощью параметрических расчетов удалось достичь максимального противодействия мощным ветрам уровня тайфуна. Правда, для этого пришлось еще разрабатывать точную модель и проводить испытания в специальных лабораториях. Помимо конструкции высотки с помощью параметрического программного обеспечения разработана и навесная стена, обеспечивающая оптимальную энергоэффективность и устойчивость здания, удостоенного платинового сертификата LEED и трехзвездочного рейтинга China Green Building.
Мерцающий фасад частного Музея Сумайя (Museo Soumaya), несомненно, привлекает внимание, а неправильная форма гигантской «чаши» заставляет задуматься, как такое возможно. Но как показала жизнь, параметрическому проектированию подвластно все и даже больше. Поэтому создание подобной конструкции, поддерживаемой 28 изогнутыми стальными колоннами и облицованной мерцающими шестиугольными стальными элементами (всего их 16 тысяч!), не является никаким чудом, разработчиков нужно было лишь точно задать параметры и следовать алгоритмам. Именно это и сделал автор проекта – мексиканский архитектор Фернандо Ромеро и группа инженеров-строителей. Благодаря современным возможностям и высокотехнологичным материалам параметрическое здание стало одной из главных архитектурных достопримечательностей Мехико, демонстрирующей возможности такого рода проектирования. Стоит отметить, что кроме нетривиальной формы, фасад здания обязательно порадует динамичностью, ведь он покрыт отражающими элементами, меняющими его облик в зависимости от времени суток, дополнительного освещения, окружения и угла обзора.
Музей будущего, еще одно структурное чудо в виде тора, напоминающего полумесяц, украсило горизонт Дубая. Инновационные амбиции архитекторов и дизайнеров Killa Design, проявляются в его форме, реализация которой стала возможной лишь благодаря параметрическому проектированию и использованию BIM (информационное моделирование зданий). Параметрический дизайн здания, наряду с инновационными инженерными решениями позволили спроектировать комплекс с низким энергопотреблением, внедрить системы, позволяющие преобразовывать энергию из возобновляемых источников, а это, в свою очередь, помогло получить сертификат LEED Platinum. Стоит отметить, что структура комплекса подчинена не только новомодным требованиям, в нем отражена главная идея будущего человечества. Например, часть ансамбля «Зеленый холм», на котором расположено основное здание, олицетворяет землю, сама же футуристическая высотка представляет человечество с его стремлением к гармонии и раскрытию творческого потенциала, а вот эллиптическая пустота представляет инновационные идеи будущего.
Ультрасовременный транспортный хаб Oculus, построенный перед Всемирным торговым центром в Нью-Йорке — это потрясающая работа Сантьяго Калатравы, широко известного непревзойденным умением объединить архитектуру со структурной инженерией. Примечательным является тот факт, что во всех его известных проектах присутствует особый стиль параметризма. Как и многие его творения, Oculus имеет массивную ребристую конструкцию с застекленным атриумом, являющимся центральной осью и главным световым люком, дающим возможность привнести свет в самые дальние уголки пространства станции. Эти ребра сделаны из стали и изогнуты наружу, как крылья птицы, готовящейся к полету.
Интересный факт от Novate.ru: На вершине станции Oculus предусмотрено узкое отверстие, сквозь которое ежегодно 11 сентября ровно в 10 ч. 28 минут лучи солнца проникают внутрь станции. Это своеобразная дань памяти жертвам теракта, в результате которого в 2001 году были разрушены башни-близнецы. Точное время проникновения солнечных лучей знаменует падение второй башни.
Проект под названием павильон ENDESA, разработанный специалистами архитектурной студии IAAC под руководством Родриго Рубио для выставки Smart Cities Expo, проходившей в Барселоне, является примером того, что параметрический дизайн применим не только для проектирования изгибистых и причудливых зданий, но и тех, что имеют на первый взгляд стандартные элементы. Казалось бы, зачем для разработки структуры, в которой преобладают строгие линии и изобилуют углы (включая острые) прибегать к компьютерному проектированию и цифровому моделированию. Но для реализации этого проекта была необходима параметрическая логика, чтобы максимально точно отразить идею здания и соответствовать требованиям площадки, окружающей среды с каждой стороны замысловатого объекта. Стоит отметить, что павильон ENDESA является прототипом многомасштабной строительной системы, предусматривает самодостаточность за счет пассивных элементов дизайна (изоляция, вентиляция, «умные» жалюзи, реагирующие на траекторию движения солнца), а также использование возобновляемой энергии.
Популярнейший французский архитектор Жан Нувель — еще одно имя наряду с Захой Хадид и Фрэнком Гери, хорошо известен своим параметрическим подходом к дизайну. Нереальное здание Национального музея Катара, напоминающее разбросанные на самом краю Персидского залива лепестки пустынной розы, может это с уверенностью подтвердить. Стоит сразу оговориться, что Национальный музей Катара был спроектирован так, чтобы архитектурным языком рассказать историю страны, а также показать амбициозное будущее. Серия перекрещивающихся и «сталкивающихся» дисков в виде различных сегментов крыши, вдохновленных структурой розы пустыни (минеральные образования, собранные в кластеры плоских плит) формирует форму здания, разжигая любопытство к тому, что же находится внутри сюрреалистичного объекта. Учитывая внешний вид Музея, неудивительно, что после открытия неординарного творения, его признали «самым необычным зданием десятилетия», ставшим прекрасной жемчужиной короны арабской страны, а также еще одним незаурядным шедевром достойным мирового культурного наследия.
Роскошный курорт Peak от Studio Symbiosis – это причудливый архитектурный объект, интегрированный в природный склон пустынного ландшафта индийского штата Раджастхан. Идея параметрического дизайна исходила из особенностей рельефа и природного окружения, а также местной традиционной архитектуры. Рекреационные пространства, заглубленные в землю, образуют волнистую поверхность, согласующуюся с окружающим пейзажем, что не только выглядит органично и привлекательно, подобное расположение структур как нельзя лучше содействуют энергоэффективности и отвечают строгим принципам устойчивости, учитывающих и воздействие на природный оазис. А вот шестиугольные сегменты, из которых и состоит основная часть архитектурного комплекса (как объединяющие элементы) отсылает к национальным истокам и традициям регионального строительства.
Источник: https://novate.ru/blogs/210923/67491/