В истории западного искусства был период, когда правильные пропорции, реализм и анатомия имели огромное значение, но африканские культуры, из которых многие современные художники черпали вдохновение, ценили другие идеалы. Стиль африканских масок демонстрирует интерес к преувеличенным чертам лица. Это преувеличение создало почти сюрреалистическую или абстрактную версию того, как могло бы выглядеть человеческое лицо. В разных регионах Африки основное внимание, как правило, уделяется всевозможным типам искажений, которые несут в себе различный смысл.
Например, маски Пво народа Чокве олицетворяли дар плодородия. Несмотря на то, что их носили мужчины, преувеличенные черты лица, такие как опухшие глаза, олицетворяли боль женщин во время родов и предельную радость, которую они приносили. Все эти непропорциональные черты и искажённые формы лица, видимые в этих масках, имели огромное значение и сопровождались длинным списком обычаев, которых следовало придерживаться. Современные художники, вдохновлённые африканскими масками, использовали стилистические качества произведений, но не их символические компоненты.
Таким образом, искажение человеческих черт, наблюдаемое в африканских масках, распространилось из Африки в Европу, где художники переняли эстетику, но отвергли духовное значение, которое изначально несли эти произведения. Например, такие художники, как Амадео Модильяни, использовали формальные элементы масок, такие как тонкий, удлиненный нос, а также сморщенные, пустые глаза. Типы масок, которые Модильяни использовал для вдохновения, были характерны для культуры народа Фанг, особенно для членов Нгил, которые служили судьями и блюстителями закона. Однако их изначальный символизм и политическое значение не очевидны для современного человека,
когда он смотрит на подобное произведение искусства.
Африканские маски являются чудом не только с формальной точки зрения, но и имеют значительный вес как часть духовной традиции. Многие художники не учитывали этот аспект африканских масок при создании своих произведений. Однако некоторые понимали важность масок и как культурных эмблем.
Африканские маски были неотъемлемой частью африканских культур в разных географических точках. Народ Нгил использовал маски как форму запугивания при исполнении закона, в то время как другие культуры стремились направлять духов во время церемоний и традиционных мероприятий. В большинстве случаев маски символизировали власть, духовную связь и различные атрибуты божеств, которыми был наделён член племени. Маски были не только замысловатым, изящно оформленным аспектом культуры, но и служили неотъемлемой частью представления. Было важно использовать эти маски, чтобы направлять различных божеств, которые даровали людям различное процветание.
Некоторые художники учитывали этот аспект истории при создании своих произведений. Например, Вильфредо Лам стремился сохранить африканскую культуру, а также исследовать свою собственную идентичность. Как человеку кубинского, китайского и конголезского происхождения, Ламу было важно чётко идентифицировать свои корни и сохранять культурные ценности. Используя эстетические качества кубизма, Лам показал африканскую маску с нескольких ракурсов на одной картинной плоскости, представляя традиции своих предков. Некоторые художники сделали это в соответствии с культурными волнениями в Западном мире, прежде всего благодаря искусству гарлемского ренессанса.
Одно из наиболее значимых в культурном отношении течений в истории американского искусства известно, как Гарлемский ренессанс. В соответствии с законами Джима Кроу, для африканских художников было как никогда важно демонстрировать культуру, из которой они пришли. Афроамериканские художники всех мастей, музыканты, поэты и художники-визуалисты собрались вместе, чтобы создать, продемонстрировать и непримиримо выразить свою культуру и традиции. Такие художники, как Джейкоб Лоуренс и Аарон Дуглас стремились передать трудности своего американского опыта, а также возродить давние традиции африканского искусства.
Художники гарлемского ренессанса начали включать многие аспекты африканской культуры с помощью узоров, выбора цвета и популярных мотивов в свои работы. Ещё одним важным элементом стало включение африканских масок в качестве важной части их иконографии. Лоис Мейлу Джонс была одной из художниц, которая использовала африканские маски как неотъемлемую часть своих работ. Хотя она не сталкивалась с расовой дискриминацией с такой жестокостью, как многие другие, художница всё равно долгое время оставалась в стороне, стараясь не привлекать к себе внимание. Когда её спросили, почему она включила африканские мотивы в свои работы, она ответила: «Если такие мастера, как Матисс и Пикассо, могут их использовать, то почему я не должна?».
Африканские маски широко использовались в качестве элементов иконографии в двумерных работах, но скульпторы также использовали их в качестве источника вдохновения при создании трехмерных произведений. Многие люди понимали символику, которую несли маски в африканских культурах. Они использовались для назначения заданий, участия в церемониях и направления духов определённых типов. Некоторые современные художники взяли этот тип использования и применили его к западной культуре. В современном обществе человек также использует своего рода маски каждый день по разным причинам. Например, медсёстры и врачи носят маски, чтобы защититься от вирусов, в то время как пожарные носят противогазы, чтобы защититься от опасных паров дыма.
Лонни Холли создаёт свои работы для того, чтобы прокомментировать применимость масок в современном обществе в сочетании с опытом афроамериканцев. В его статье под названием «Африканская маска» использование маски сварщика отсылает к афроамериканским мужчинам, вступающим в индустриальную сферу через низкооплачиваемую работу. Напротив, африканская культура представляла рабочих, особенно тех, кто работает с металлами, в гораздо лучшем свете. Благодаря этому Холли удалось превратить эту маску американского общества в трансцендентальный и церемониальный образ известности. Это также говорит о важности чернорабочих в американской культуре. Ими часто пренебрегают, хотя они абсолютно необходимы для экономики.
На протяжении всей истории современного искусства художники использовали африканские маски в качестве источника своего вдохновения по целому ряду причин. Художники 1910-х годов в Европе использовали абстрактные черты лиц масок в своих работах, в то время как художники 1920-х годов использовали маски как метод создания новой субкультуры американцев через Гарлемский ренессанс.
Современные художники, такие как Жан Мишель Баския, также вдохновлялись африканскими масками. Баския известен своим контрастным выбором цветов, интригующей иконографией и использованием слов, подчеркивающих его идеи. При взгляде на изображение, показанное выше, становится ясно, что Баския черпал вдохновение в африканском искусстве прошлого, сохраняя дух первобытного искусства и добавляя ему современную изюминку.