Зарегистрировано — 123 601Зрителей: 66 665
Авторов: 56 936
On-line — 12 231Зрителей: 2376
Авторов: 9855
Загружено работ — 2 127 165
«Неизвестный Гений»
Новости
С кого Пушкин писал образ красавицы Нины в «Евгении Онегине»: Почему не стала счастливой «Клеопатра Невы»
Пушкин в 8-й главе “Евгения Онегина” знакомит читателя с “Клеопатрою Невы” — затмевающей всех красавицей Ниной. Биографы великого поэта уверены, что он описывал не придуманный образ, а вполне реальную и хорошо знакомую ему женщину. Холодная притягательность и царственность Этой дамы не оставляли равнодушными современников. Но редкая красота не смогла сделать женщину счастливой.
Дочь блистательной фрейлины
Елена Влодек родилась в 1807-м от союза военного генерала с польским происхождением и прекрасной фрейлины Александры Толстой. Ее матерью, кстати, был ярко увлечен Николай Карамзин, неоднократно воспевавший в своих работах красоту графини. Но, как утверждали современники, дочь даже превзошла матушку. При этом в свете замечали, что миловидная Елена Михайловна напоминала холодную и неприступную богиню. А сам Пушкин увековечил ее в поэме "Евгений Онегин" в образе "Клеопатры Невы" Нины Вронской. Окружение Влодек в один голос описывало ее, как обладательницу царственной осанки, гармоничных черт лица, безупречного тона кожи. Появление юной Елены на светских балах вызывало истинный восторг. Как только девушке исполнилось шестнадцать, отовсюду посыпались выгодные предложения руки и сердца.
Сорвать прекрасный цветок желали как молодые и перспективные, так знатные и солидные женихи России и Польши. Елена же оставалась ко всем без исключения доброжелательно-равнодушной. Уже через время, когда женщина получила статус замужней, один персидский принц скажет о ней: “Каждая ресница этой красавицы ударяет в сердце, как стрела”. И иностранец в своих восторгах не был одиноким. Его мнение разделяли композитор Виельгорский, поэты Пушкин, Козлов. Помимо внешних данных, ценители женской сути отмечали и ровный, выдержанный нрав Елены Михайловны.
К своему 17-летию она признала женихом «узаконенного» сына одного из фаворитов императрицы Екатерины Великой графа Петра Завадовского. Василий Петрович появился на свет от любовника графской жены, князя Барятинского. Казалось бы, выгодный брак просто обязан стать счастливым. Завадовский представлял для Влодек очень удачную партию. Жених состоял в должности чиновника для особых поручений при Министерстве внутренних дел. Его уважали при дворе, карьера мужчины шла вверх, состояние выглядело вполне приличным на ту пору. Импозантный граф имел в своем распоряжении свыше 3 тысяч крестьянских душ, две статусных дачи в южной части Крыма и под Петербургом, а также большой дом на Нарве. 31 октября 1824-го пара заключила официальный брак. Появление новоиспеченной Завадовской в высшем столичном свете стало запоминающимся. С первого дня описание её ослепительной красоты обозначилось в десятках писем и дневников современников. После свадьбы графа и Елены поэт Вяземский сделал емкую запись: “Один из северных цветков, и прекраснейший, вчера был сорван Завадовским”.
Не родись красивой
Со вступлением в замужество графиня не перестала блистать в обществе и пользоваться расположением мужчин. В 1830-е годы ее образ не выходил из умов именитых кавалеров. Люди из окружения Елены Михайловны твердили, что она воплощает собой фигуру Юноны, и сравнивали женщину с царственной древнеримской богиней. Имевшая тонкий вкус к красоте графиня Фикельмон писала, что Завадовская вовсе не зря заполучила репутацию редкой красавицы. Статная, высокая, с великолепными чертами, она не была легкомысленная и переменчивая подобно большинству. Но не только внешние прелести считались сильной стороной Елены Михайловны. Она получила отменное образование и слыла утонченной дамой. Страстно увлекалась литературой, что и составило основу ее теплой дружбы с Пушкиным. Великий поэт посвятил Завадовской стихотворение “Красавица”, которое прислал ей лично в альбоме. С образа графини он списал и образ из “Евгения Онегина”.
Интересно, что, несмотря на пресловутую холодность, приписываемую Елене, она не пропускала ни одного светского раута. Через какое-то время молодой граф Завадовский пристрастился к алкоголю, беспечно проматывая состояние. Поговаривали, что виной всему стала популярность красавицы-жены. Сплетники свидетельствовали, что не так и холодна оказалась Елена Прекрасная. В 1830-м она закрутила роман с генералом Апраксиным, поддерживая тайную связь на протяжении нескольких лет.
Пресытившись Петербургом, уже не очень близкие друг другу супруги решили отправиться в Англию. Графу нравилась британская культура, а Елена Михайловна не стала идти против мужниной воли. Но и вдали от дома времени терять не стала, приняв ухаживания герцога Девонширского Уильяма Кавендиша.
Прекрасная и несчастная
Жизнь на полную катушку и немыслимые траты довели до того, что поистрепавшиеся материально супруги вернулись на родину. Тогда-то Завадовские и испытали истинный удар судьбы, потеряв единственного ребенка. 14-летний сын Петр умер от "нервической горячки". Историки полагают, что подростка скорее всего сгубили осложнения от разыгравшегося туберкулеза.
Страшное семейное горе, наложенное на потерю большей части состояния, еще сильнее разделило супругов. Теперь они лишились завещанных Петеньке богатств от состоятельного родственника. Встал вопрос о продаже родового имения, что тогда считалось крайней мерой. Граф Завадовский не выдержал всех обрушившихся проблем, и в 1855-м Елена Михайловна стала вдовой. Спустя долгое время знакомый семьи граф Бутурлин удивлялся, что даже спустя 30 лет Елена совсем не растеряла своей блистательной красоты. Пережив многие удары, она оставалась такой же свежей, как и в юности. Прекрасная, но во многом несчастная «Клеопатра Невы» покинула этот мир в 66 лет. Ее образ навсегда остался в памяти потомков благодаря творчеству поэтов Александра Пушкина, Ивана Козлова, Петра Вяземского и Николая Карамзина.