Зарегистрировано — 123 576Зрителей: 66 640
Авторов: 56 936
On-line — 9 253Зрителей: 1810
Авторов: 7443
Загружено работ — 2 126 358
«Неизвестный Гений»
Новости
9 самых знаменитых кораблей российского флота, нашедших упокоение на морском дне
Если верить источникам, в пучинах морей и океанов находится свыше 3 млн кораблей различного типа и назначения. Многие из них оказались наедине с природными стихиями, другие затонули по причине неправильных действий экипажа, третьи – в ходе морских битв. В любом случае потерпевшие крушение корабли могут таить многовековую историю, настоящие сокровища, мифы и тайны, о которых никто не знает и до сегодняшнего дня. Рассмотрим топ самых известных затонувших кораблей российского флота.
1. Крейсер «Варяг»
Открывает нашу подборку легендарный крейсер «Варяг», имеющий бронированную палубу и длину 130 метров. Его собирали на верфях американской корпорации William Cramp and Sons в Филадельфии в 1898 году, а уже в 1901 году судно было спущено на воду. Трагическая судьба догнала корабль во время войны между русскими и японцами, когда последние перекрыли путь крейсеру и канонерскому судну «Кореец» в тихоокеанском порту Чемульпо.
Экипаж не хотел сдаваться, после чего между противниками начался бой. Со стороны врага выступала целая эскадра из 14 кораблей. Чтобы исключить попадание корабля в руки врага, «Варяг» умышленно затопили, а «Кореец» подорвали.
Но через год японские моряки достали из водных глубин «Варяг», восстановили его, дали новое имя «Соя» и присоединили к своему военно-морскому флоту. Через несколько лет российские власти выкупили его обратно у японцев, но после судно неоднократно меняло своих владельцев. Во время очередной буксировки в 1925 году возле берегов Южной Шотландии крейсер затонул, попав в сильный шторм.
Останки знаменитого корабля удалось отыскать только в 2003 году членами экспедиции телеканала «Россия». Сохранившиеся части крейсера были найдены в 2 милях от поселка Лэнделфут. На сушу удалось доставить отдельные боцманские элементы и трубки от котлов парового оборудования.
2. Пароход «Декабрист»
История парохода «Декабрист», собранного англичанами в 1902 году в составе российского флота, началась в 1904 году (раньше судно носило название «Анадырь»). Во время морской битвы возле Цусимы грузовой корабль оказался единственным, кому удалось не попасть в руки японцев. В 1905 он отправился в порт Либава в регионе Балтийского моря. Ему даже удалось принять участие в Ледовом походе флота, революции 1917 года и Первой мировой войне.
За свою историю пароход неоднократно менял владельцев, а во времена Второй мировой войны его даже считали одним из самых больших транспортных кораблей СССР. Грузоподъемность судна составляла 8000 тонн, а максимальная скорость достигала 22 км/ч.
В военное время в 1942 году корабль перевозил взрывчатые вещества и прочие товары в Мурманск из Исландии и оказался под ударами немецкой эскадры в Баренцевом море. Из всего экипажа выжило только 3 человека, и то их взяли в плен. В честь легендарного корабля был установлен памятный обелиск «Декабрист» на острове Надежды.
3. Пароход «Ижора»
На следующем месте рейтинга находится пароход грузового назначения, который построили на британский верфи. Более того, на протяжении 13 лет он покорял водные просторы под флагом Великобритании. Советский Союз выкупил судно в 1934 году для пароходства по Балтике. После начала Второй мировой корабль расстреляли в Норвежском море, что привело к кораблекрушению и гибели 33 членов экипажа. Выжить удалось только старпому Николаю Адаеву, который попал в плен и погиб в немецком концлагере.
С тонувшего парохода успели отправить сообщение, которое получили моряки английского крейсера «Кения». Услышав о случившемся, они отправили несколько истребителей-бомбардировщиков на место происшествия и нанесли удары по немецким кораблям. Это позволило идущему на встречу конвою успешно добраться до порта в Мурманске.
4. Пароход «Киев»
Этот пароход использовался для грузопассажирских целей и был построен на немецкой верфи в 1917 году. В военное время корабль планировали задействовать для союзнических конвоев. Весной 1942 года «Киев» отправился в Исландию из Мурманска под предводительством английского конвоя.
Не прошло и суток, как на союзный флот набросилась немецкая эскадра. В первую очередь они вывели из строя британские суда, а после нанесли удары из субмарины по «Киеву». Спустя семь минут после детонации боеприпаса пароход начал тонуть. Большинству членов экипажа и пассажиров удалось спастись и добраться до Рейкьявика на плотах и кораблях Британии, которые уцелели.
5. «Фрунзе»
Далее речь пойдет о 100-метровом миноносце «Фрунзе», который в свое время назывался «Быстрый». Корабль сошел на воду в 1914 году в порте Херсона и даже принял участие в черноморских битвах в период Первой мировой войны. После начала Второй мировой эскадренный миноносец занимался расстановкой мин и сопровождением других кораблей.
Осенью 1941 года корабль отправился на спасение канонерской шлюпки, на которую напали немцы у Тендровской косы. Судно оказалось под ударами германской авиации и получило крупные пробоины. Чтобы спасти экипаж, капитан Василий Ерошенко приказал оставить «Фрунзе» на мелководье возле Тендровского маяка.
Корабль затонул, но зато более 100 моряков успешно выбрались на сушу, разместившись на трубах и надстройках над поверхностью воды. На сегодняшний день останки корабля продолжают «доживать» на дне моря на глубине 8-8,5 метра.
6. Крейсер «Паллада»
Шестую строчку занял броненосный крейсер «Паллада», построенный на петербургской верфи в 1906 году. Он оснащался минно-торпедными и артиллерийскими орудиями, а также имел грузоподъемность 8000 тонн. Крейсер обслуживали 773 члена экипажа. «Паллада» принял участие в Первой мировой войне в составе флота Балтийского моря.
В начале войны экипажу совместно с моряками корабля «Богатырь» удалось захватить секретную книгу с немецкого крейсера «Магдебург», с помощью которой удалось расшифровать элементы секретного морского кода. Но уже в 1914 году корабль атаковала немецкая подлодка, что привело к его крушению.
При этом судовая реликвия, икона Спаса Нерукотворного, осталась невредимой. Ее нашли спустя пару дней после случившегося у эстонского побережья. На данный момент святыню держат в храме Спаса на водах в Санкт-Петербурге.
7. «Чесма»
Броненосец «Чесма» был построен в 1884 году в Севастополе, став первым представителем Черноморского флота с тремя башнями. Длина корабля составила 100 метров. Максимальная скорость достигала 25 км/ч. Корабль мог взять на борт 27 орудий разного калибра и 4 торпедных установки. В состав экипажа входило 633 моряков.
В мирный период броненосец использовали для маневров, учебной стрельбы по береговым и водным мишеням, а также для высадки десанта.
В 1907 корабль разоружили, а в 1912 сняли с вооружения. Затем его разместили на якоре у Тендровской косы как мишень для тестов нового вооружения. Сейчас останки броненосца находятся на глубине 9 метров.
8. Миноносец «Стерегущий»
Миноносец сошел на воду в 1902 году и уже спустя год начал применяться по своему прямому назначению. 10 марта 1904 года он направлялся в Порт-Артур после разведывательных операций и оказался под прицелом четырех японских миноносцев, которые вызвали на подкрепление еще два крейсера.
Капитаны русских кораблей пытались избежать морской битвы, но прорваться к порту удалось только идущему поблизости «Решительному», тогда как «Стерегущий» попал под удары противника, явно превосходящего по численности и боевой мощи. Несмотря на это, миноносец вступил в мой, но уже спустя пару часов от него остался лишь разрушенный остов без мачты и труб с изувеченной палубой и бортами.
9. Пароход «Ленин»
Крушение парохода «Ленин» произошло в 1941 году, что стало одним из самых больших кораблекрушений прошлого века. По разным оценкам жертвами трагедии стало от 650 до 4600 человек, которые эвакуировались из Одессы из-за стремительного приближения войск Германии и Румынии. По официальной сводке, причиной катастрофы стало столкновение с морской миной.
«Ленин» был построен в 1909 году и имел 60 мест первого класса, 30 второго и 200 третьего. Также в его конструкции имелись два трюма для 400 тонн груза. Длина корабля составляла всего 95 метров, что считалось скромным значением по меркам флота. В свое путешествие из Одессы в Мариуполь пароход отправился в 1941 году.
На борту находились сотни семей военнослужащих, а также сахар для потребностей военных Южного красноармейского фронта. После возвращения в Одессу капитану дали поручение отправляться обратно в Мариуполь, чтобы принять пассажиров и груз.
Это был последний рейс корабля из Одессы, находящейся под осадой, поэтому местные жители шли на многое, чтобы оказаться на борту. Однако туда пускали лишь по специальным талонам, при этом по одному билету могло пройти несколько взрослых. Дети вообще не считались. Да и пассажиров перестали считать.
Историки сходятся на мнении, что на борту находилось не 482 положенных пассажира, а около 5000 человек разного возраста.
В июле пароход наткнулся на мину, после чего начал стремительно оседать носом и крениться на правую сторону, а после и вовсе ушел под воду буквально за 10 минут. Это стало крупнейшей морской трагедией такого рода в XX веке.
Источник: https://novate.ru/blogs/241023/67758/