Государство пыталось бороться с пьяницами, когда количество потребляемого алкоголя превысило допустимые пределы. Например, во время царствования Алексея Михайловича запрещалось злоупотреблять алкогольными напитками, находясь вне кабака. Нарушителей наказывали штрафом, который мог достигать рубля. Чем чаще «питух» попадался, тем выше был штраф. А особо упрямые могли получить в назидание порку кнутом.
В 1652 году были законодательно уничтожены кабаки и учреждены «кружечные дворы», где водка продавалась только навынос. Замысел был в том, что люди научатся выпивать понемногу.
Была создана специальная тюрьма, которую назвали «бражной». Именно в ней наказывали пьяниц. Периодически появлялись указы, в которых запрещалась выездная торговля алкогольными напитками во время проведения ярмарок.
Запретов было много. Так, стрельцам спиртные напитки не продавали, во время больших церковных праздников и в период поста (а длился он ни много ни мало целых 180 дней в году) запрещалось употреблять алкоголь, а кабаки следовало запереть. Что касается будних дней то на одного человека разрешалось подавать всего один стакан вина. В разных источниках фигурируют разные данные — указывается количество разрешенного алкоголя от 150 до 400 грамм.
Крепкие алкогольные напитки, и питейные заведения появились при Иване Грозном. Кстати, первый кабак был открыт царем собственноручно, и предназначался он для опричников. Продавая водку, государство получало немалую прибыль. Не зря именно в эти времена было установлено «кабацкое самоторжие», а именно монополия государства на спиртное. А сам Иван Грозный, благодаря которому на Руси появились кабаки, был одновременно ярым борцом с пьянством.
Несчастных алкоголиков сажали в бочку, до верху наполненную алкоголем и мариновали в ней, пока нарушитель не терял последние силы. А чаще всего он просто отправлялся в мир иной. Ужасное наказание, о котором даже страшно подумать. Тех людей, которые скончались от запоя ни в коем случае не разрешалось захоранивать на кладбищах. Их хоронили возле развилок дорог, закапывая в землю, тем самым показывая, что горькие пьяницы недостойны лежать рядом с достойными людьми, и что церковь не одобряет их поведение.
Очень строгое отношение было к священнослужителям. Так, монахи Соловецкого монастыря не имели права держать в кельях алкоголь. Те, кто осмелился нарушить эту заповедь, согласно велению патриарха Никона, лишались сана и отправлялись в самые отдаленные уголки страны отбывать наказание за свой поступок.
Новгородский епископ Корнилий велел людей, имеющих духовное звание и застигнутых в кабаке, немедленно отвозить в митрополичий разряд, где их подвергали жестокому наказанию. Во время церковных служб священнослужители постоянно подчеркивали, что пьянство — это грех, и тому, кто хочет заслужить любовь Господа, надо немедленно забыть об этой привычке.
Противоречивое отношение к алкоголю было у Петра Великого. Сам царь охотно посещал шумные вечеринки, где употребляли спиртное, но при этом выступал за жестокое наказание тех людей, которые имели слишком сильное пристрастие к алкогольным напиткам.
Благодаря ему в 1714 году была учреждена так называемая медаль за пьянство. Эта «награда» имела очень большой вес: по одним данным около семи, а по другим — двенадцать килограммов. Настоящая гиря, которую пьяница должен был носить, не снимая, в течение долгого срока (от семи дней до полутора лет). Иногда вместо медали использовали тяжеленный амбарный замок, который крепился на ногу, и для наказанного это было настоящим везением. А все потому, что пьяница, который получал «в награду» чугунную медаль, по сути подвергался настоящей пытке. Тяжеленая гиря, висящая на шее, тянула вниз. Грудь и шея болели, распрямиться было очень сложно. Все вокруг видели, что идет человек, несущий на себе чугунное клеймо. Так называемую «позорность» медали подчеркивала ее форма: восьмиконечная звезда, которая очень напоминала высшую награду империи, а именно Орден Святого Андрея Первозванного. После смерти Петра I введенные им наказания продолжали применять.
Согласно велению Петра, владельцы питейных заведений могли быть наказаны кнутом и немалым штрафом, который шел семье алкоголика, посетившего конкретный кабак и в нем «упившегося до смерти» в буквальном смысле слова. Это должно было подвигнуть хозяев таких заведений более внимательно следить за посетителями, не допускать, чтобы они пили слишком много.
Согласно велению императора, заниматься виноделием имели право исключительно купцы и дворяне, а крестьянам и посадским людям это строго-настрого запрещалось. Смельчаки, которые пытались незаконно изготовить и продать алкоголь рисковали своей свободой и потерей всего имущества. Имеющаяся монополия на спиртное обеспечивала приток средств в государеву казну, и суммы были немалые — десятая часть всех доходов.