Зарегистрировано — 123 572Зрителей: 66 636
Авторов: 56 936
On-line — 6 939Зрителей: 1356
Авторов: 5583
Загружено работ — 2 126 331
«Неизвестный Гений»
Новости
Как биолог променял научную карьеру на творчество, и что из этого вышло: стеклянные шедевры Алексея Зеля
Работать со стеклом нелегко, но в талантливых руках результат стоит затраченных усилий, а иногда и превосходит все ожидания. Вот и Алексей Зеля, сочетая в себе талант художника и мастера-виртуоза, на протяжении 40 лет создавал уникальные и неподражаемые шедевры из кварцевого стекла в стиле, нетрадиционном для мирового стеклоделия. Именно поэтому потрясающие утончённые работы, не имеющие мировых аналогов, дают мастеру полное право быть причисленным к замечательной плеяде гениальных самоучек, которые прославили нашу землю.
Алексей Олегович Зеля (1944-2017)— советский и российский художник, мастер художественного стеклоделия. В 1993 году за вклад в развитие декоративно-прикладного искусства и мастерство, был удостоен звания народного художника России. Его необычайной красоты творения были признаны не только любителями прикладного искусства, но и экспертами самого высокого уровня мирового масштаба.
Мастер-самоучка Алексей Зеля, вдохновлённый мотивами природы и окружающей среды, за свою творческую карьеру разработал широчайший диапазон способов обработки кварцевого стекла. И в результате многолетнего упорного труда оставил после себя огромное количество уникальных произведений, которые разлетелись по всему миру в качестве ценных подарков и сувениров. А вот та часть, которая осталась в семейной коллекции была передана художником в 2016 году в Калужский музей изобразительных искусств. Это произошло за год до смерти мастера. С тех пор эти удивительные работы выставляются в постоянной экспозиции музея, собирая тысячи поклонников и любителей стеклянных шедевров.
Многие, глядя на эти волшебные невероятно утонченные работы мастера, наверняка зададутся вопросом: что это такое кварцевое стекло, в чём его особенность?
Для справки:Кварцевое стекло получается в процессе плавления одного из разновидностей горного хрусталя, жильного кварца, кварцевого песка, а также синтетической двуокиси кремния. Оно не растрескивается при резком перепаде температур. И благодаря этому изделия из такого стекла выдерживают большие термические нагрузки и поддаются в руках талантливого мастера практически ювелирной обработке. А вместе с тем, иметь дело с кварцевым стеклом - это как работа минера, можно ошибиться только один раз...
О художнике
Родившийся в 1944 году в интеллигентной московской семье Алексей Зеля, был воспитан в атмосфере любви к искусству, природе и естественным наукам. Именно поэтому в душе маленького Алёши с раннего детства зародилось чувство восхищения к красоте окружающего мира. Юный натуралист, проводя летние каникулы в деревне, часами просиживал в поле, наблюдая за работой муравьев, паучков, разных букашек. А когда подрос, стал отмечать и классифицировать птиц в своем дневнике, изучать растения, их виды.
Видя в сыне большие задатки, родители даже не сомневались в том, что его будущее за биологией. Алексей и сам в это свято верил. Мало того, отслужив 3 года в армии, он стал студентом биофака МГУ, причем образцовым. Но тут вмешалась судьба. Однажды, на летней практике молодой человек познакомился со скромной и обаятельной девушкой, студенткой младшего курса по имени Оля. Эта судьбоносная встреча и стала переломным моментом в жизни Алексея. Бракосочетание и рождение дочери заставило новоиспечённого главу семейства принять взвешенное, хотя и болезненное решение - оставить учебу в университете и пойти работать, поскольку никак не мог себе позволить Алексей Зеля переложить ответственность за содержание его семьи на плечи родителей.
Таким образом, в 1971 году на Московском электроламповом заводе, изготавливая кварцевые лампы, Алексей не только познакомился с удивительным материалом, он поддался магии плавления кварцевого стекла, проникся любовью к его пластичности и свойствам отражать и передавать свет. Здесь, в производственном цеху началась не только трудовая деятельность вчерашнего студента, но и его новая биография. Биография высококлассного художника-стеклодува по изготовлению сувенирных изделий из кварцевого стекла.
Быстро овладев техникой, Зеля в свободное между сменами время начал творчески экспериментировать со стеклом, выплавляя из него фигурки разнообразных животных, птиц и простые природные формы. Опуская очередную заготовку в пламя горелки, живое воображение уносило несостоявшегося биолога из тесной заводской мастерской в знакомые с детства уголки живой природы, восстанавливая в памяти всё до мельчайших подробностей.
Семь лет в роли «придворного художника»
В 1982 году руководство завода обратило внимание на уникальный талант своего работника и специально под него построило творческую мастерскую, где Зеля начинает "работать на правительство". Правда, пока только безымянным художником. Кремль от лица страны раздаривал его работы политическим деятелям разных стран, среди которых были президент Франции Франсуа Миттеран, премьер-министр Великобритании Маргарет Тетчер, премьер-министр Швеции Улоф Пальме и другие высокопоставленные лица.
Разумеется, что и сами члены политбюро не остались без презентов. Редкие дни рождения обходились без эксклюзивных сувениров из стекла Алексея Зеля. Сам художник вспоминал: «принцип был прост: «мальчикам» — корабли, «девочкам» — корзинки. Ничего другого не требовалось». О судьбе многих своих произведений художник никогда так и не узнал, поскольку его имя нигде не упоминалось. Зато в качестве компенсации ему разрешалось в свободное от госзаказов творить "на себя". А еще в это время Зеля заканчивает Заочный народный университет искусств и становится дипломированным художником.
Так, с годами совершенствуя свою технику, к мастеру стекольных дел пришел колоссальный опыт, а также художественное мастерство, которое воплотились в изящных подсвечниках, корзинах с цветами, утончённых парусниках, которые стали своеобразным испытанием на чувство ритма и композиции.
О стеклянном парусном флоте Алексея Олеговича стоит сказать отдельно. За всю творческую деятельность мастера им было создано просто немереное количество разнообразных бригов, каравелл, фрегатов, галеонов. И это начиная с простых одноцветных моделей, таких как «Галеон» (1982), до композиций, грандиозных по масштабу – «Паруса России» (1989).
Не меньшего одобрения и восхищения заслуживают подсвечники, начиная с простых и заканчивая невероятно искусными по технике исполнения, такие как девятисвечник «Латгальский» (1984) и сложные художественно-композиционные работы - как «Рябинка» (1988), «Виноград» (1988).
Выставки и награды
Однако уже совсем скоро, начавшаяся перестройка внесла свои корректировки в творческую судьбу художника - в 1988-м он вступает в кооператив, обустраивает новую мастерскую и начинает развивать выставочную деятельность. И невзирая на то, что Алексею Олеговичу в то время неоднократно делали заманчивые предложения - жить и работать в Швеции, продать все работы японцам и прочее в подобном роде, он наотрез отказывался, мотивируя тем, что только на родной земле он может по-настоящему вдохновляться.
Первая персональная экспозиция художника состоялась в 1988 году на ВДНХ, где была отмечена золотой медалью. Кстати, и в советский период работы Зеля в коллективных экспозициях неизменно отмечались высокими наградами и дипломами. С того времени прошло более 150 выставок в городах России и странах СНГ, которые посетили сотни тысяч зрителей.
Эксперименты, поиски, находки
Последние 20 лет жизни Алексей Зеля жил в своем доме в Подмосковье, где на первом этаже была оборудована мастерская. Здесь, параллельно с творчеством художник занимался исследованиями, экспериментируя с цветом.
К прозрачному, желтому, белому ему удалось добавить красный, зеленый, синий, розовый, голубой, плюс различные варианты переливающихся покрытий для прозрачного стекла. А вот для создания такой яркой палитры мастер на протяжении нескольких лет изучал специальную литературу, варил новые смести, тестировал их, вёл записи результатов. В нем опять будто бы проснулся ученый, а мастерская превратилась на лабораторию. Результатом этого титанического труда стало множество открытий в художественном стеклоделии, которые широко используются мастерами и в наши дни.