Зарегистрировано — 123 570Зрителей: 66 634
Авторов: 56 936
On-line — 24 367Зрителей: 4813
Авторов: 19554
Загружено работ — 2 126 290
«Неизвестный Гений»
Новости
«Дом водоворот» под кронами деревьев – удивительный пример камуфляжной архитектуры
Индийское архитектурное бюро Wallmakers, известное своими революционными и новаторскими подходами к устойчивой архитектуре и строительству, из переработанных материалов завершило удивительный во всех отношениях проект Chuzhi house (в переводе с малаяламского означает «Дом водоворот»). На основе своего видения, авторы проекта спроектировали загородную резиденцию на архисложном участке в индийской деревне, которая, закручиваясь, уходит вглубь обрыва, образует причудливую структуру, спрятанную под кроной деревьев.
Причудливое строение, спроектированное Вину Даниэлем (Vinu Daniel) – основателем архитектурного бюро Wallmakers, которое специализируется на строительстве неординарных, устойчивых зданий, стало одним из самых заметных объектов в портфолио незаурядного дизайнера. Месторасположение загородного дома оказалось настолько сложным, что ни одна фирма не бралась за разработку проекта, определив его, как «непригодный для строительства». И это действительно так, находящийся в закрытом поселке под названием Sanctity Ferme в живописном районе Шулагири в индийском штате Тамилнад, участок земли площадью около 200 кв. м квадратных метров представляет собой крутой скалистый склон, заросший крупными деревьями и густым подлеском.
С чего все начиналось: Архитектор Вину Даниэль, являющийся основателем архитектурного бюро Wallmakers, – большой приверженец принципов повторного использования материалов и местных источников, переписавший своды правил устойчивой архитектуры. Родившийся в Дубае, он, который должен был стать юристом, врачом, ну на худой конец экономистом, покинул родной город и оправился изучать архитектуру в Индию, в инженерный университет Тривандрума. Но и там он не получил удовлетворения, ведь его творческая натура противилась канонам, правилам и общепринятым принципам преподавания. Только встреча с британско-индийским архитектором Лори Бейкером не позволила Вину разочароваться в выбранной профессии. Именно он нацелил студента на то, что здания должны сосуществовать с природой и то, что заоблачные небоскребы – это неплохо, но простые люди в сельской местности также нуждаются в комфортных и красивых домах, которые должны строиться с использованием материалов, найденных в радиусе не более 5 километров.
Поскольку заказчик не выдвигал особых требований, ему нужен был уютный дом, максимально приближенный к природному началу, Вину Даниэль решился взяться за работу, попутно бросив вызов и непроходимому рельефу, и принципам традиционного строительства. Учитывая, что на этом склоне строительство велось впервые, можно было вволю поэкспериментировать с формами, альтернативными материалами и концепциями народной архитектуры, чтобы здание не оказалось «бельмом на глазу», ведь нетронутая человеком природа требовала уважительного к себе отношения, как в визуальном контексте, так и минимального воздействия на ландшафт.
Не внедряя ничего особенного с точки зрения дизайна фасада здания, смелых возвышений и вычурных форм, архитектурный объект должен был скрыт под камнями так, чтобы при взгляде издалека или приближении со стороны вершины холма, прохожие ничего бы и не заметили. Этот выбор полностью соответствует первому правилу проектирования в рамках камуфляжной архитектуры, согласно которому дом находится «В» участке, а не «НА» нем.
Авторы Novate.ru хотели бы особо отметить, что во время строительства здания не возводились традиционные стены, не копался котлован и не устанавливалась крыша. Вся структура дома представляет собой замысловатое переплетение спиральных конструкций, создающих стены, перегородки и даже потолок. При этом каждая из спиралей мастерски обходит препятствия в виде трех больших деревьев тамаринда и небольших валунов, «вплетая» некоторые из них в дизайн интерьера. Начиная с сегментов стен, формирующих фундамент и ограждающую конструкцию здания, спиральные формы поднимаются из земли, чтобы плавно «обнять» плоскую стеклянную крышу, ставшую венцом проекта во всех смыслах этого слова. Решение сделать крышу прозрачной было продиктовано желанием архитекторов создать среду, в которой проживающие смогут наслаждаться их тенью, наблюдать за постоянным движением листиков, пробивающимися лучами солнца, жизнью птиц и другой живности, находясь в тесной гармонии с природой. Чего и желал заказчик проекта.
«Хотя спирали могут выглядеть случайными и хаотичными, каждая из них была тщательно спланирована и спроектирована на месте с учетом различных факторов, таких как: ветви деревьев поблизости, то, что некоторые из них используются в качестве шкафов, разделительных элементов или предметов мебели/плит. Способ их закручивания также выбран не случайно, ведь они стали связующим звеном и опорной конструкцией для стабильности самого строения и удержания крыши», – объясняет свое решение Вину Даниэль.
И что самое интересное, спиралевидные конструкции, составляющие костяк конструкции дома, были сделаны из местного материала (глина, грязь), мусора (растительные волокна, шелуха, бумага) и измельченной в опилки старой выброшенной древесины. При этом в структуру здания, точнее сказать в опорную платформу, были внедрены стеклянные бутылки, взятые в ресторане поблизости свадебного салона (их для прочности фундамента-подушки закрепляли внутри стального каркаса). Такой набор материалов не является странностью или экспериментом, он стал естественным стремлением специалистов Wallmakers использовать мусор, отходы и вторсырье в качестве основного строительного материала (как и во всех предыдущих своих проектах).
Стоит отметить, что выбор в пользу почвосмесей был сделан не просто так. Для Вину Дэниела земля занимает центральное место в процессе формирования идей. «Я считаю себя ее учеником, — говорит он.– У земли есть что-то ценное, что она может рассказать нам обо всем, что мы решаем строить на ней. Но мы можем прислушиваться к голосу земли только тогда, когда прикасаемся к ней с умом, а не затуманенными предвзятыми представлениями». Архитектор до сих пор не может понять, почему так получилось, что строительство глинобитных домов, которые возводились с древности, прекратилось. Почему старожилы, прекрасно знающие свойства земляных смесей и все плюсы жизни в таком доме, допустили утерю традиций, не пресекли навязывание новомодных технологий, перечеркивающих достигнутый опыт. Вину Дэниель удивляется, почему построенные из глиняных кирпичей жилища, превратились в символ бедности, от которого уже и каждый сельский житель старается избавиться.
Поскольку в проекте Chuzhi house ограничений в использовании глинобитной технологии не было, коллектив архитекторов мог позволить себе немыслимые эксперименты, приведшие к появлению удивительного строения, которое нельзя даже квалифицировать как наземный объект или подземный. Несмотря на то, что интеграции конструкции здания вглубь скалы не было, его легко можно назвать подземным сооружением, ведь над вершиной холма не возвышается ни один архитектурный элемент. Хотя, если посмотреть с юга или востока, то среди валунов и веток деревьев можно разглядеть то самое сюрреалистичное переплетение спиралевидных балок, отлитых из смеси глины и мусора, удерживаемых спрятанными внутрь металлоконструкциями и огражденные остекленными рамами.
Учитывая, что в неординарном доме все завязано на природе и натуральных материалах, неудивительно, что никаких ярких элементов в интерьере помещений не найдешь. Глиняные стены, перегородки и спиральные балки окрашены в темно-коричневый цвет, соответствующий расцветке почвы и окружающим скалам, щедро покрытым растительностью. Часть дома, выходящая на север и запад, примыкает к скалистому рельефу, который лишь укрепили бетоном, придав форму и цвет камней. Здесь находятся ванная комната и гостевая спальня с выходом во внутренний двор, которые также лишены какого-либо декора.
Полностью открытая часть дома и вовсе не нуждается в украшениях, достаточно текстурных контрастов между землистого цвета архитектурными элементами и стеклом, за которыми находится гостиная открытой планировки, зона кухни-столовой и основная спальня с санузлом. В этом случае сама природа является главным украшением внутреннего пространства, создавая впечатляющий динамичный интерьер, полностью просматриваемый снаружи. Хотя беспокоиться о приватности жизни не приходится, ведь эта часть ландшафта не просматривается из-за сложности рельефа. Зато жильцам открывается фантастическая панорама, в каком бы уголке гостиной, кухни или спальни они не находились.
Если говорить о дизайне мебели, представленной в гостиной-столовой, кухне и спальнях, то здесь можно увидеть оригинальные плетеные изделия и предметы, изготовленные из натурального дерева в цвет стен и пола. Напольное покрытие во всех жилых зонах дома, за исключением ванных комнат, выполнено из обновленных досок, где сохранилась богатая текстура, которой придали темный цвет, дополняющий общий дизайн. В целом же «Дом водоворот» – это сплошной диалог с природой, ландшафтом и окружающей экосистемой, который прослеживается в каждой детали, будь то согласование с сохраненной буйной растительностью или с особенностями рельефа участка. И это, не говоря о создании сюрреалистических пространств, образовавшихся в результате грамотной деятельности архитекторов.