Мало кто знает, что истории матрёшки, которая кажется аутентичным символом русской культуры, на самом деле даже полутора сотен лет нет. Ведь появилась она уже в последние годы позапрошлого века, когда в Московской мастерской игрушек «Детское воспитание» появилась статуэтка японского мудреца Фукурума. А фишка этой вещицы была как раз в том, что она представляла собой некоторое количество фигурок, которые вкладывались одна в другую.
Вышеупомянутый принцип очень понравился нескольким русским мастерам, и они решили создать аналогичный предмет для детей Российской империи. История сохранила имена этих умельцев - мы обязаны появлению матрёшки токарю Василию Звездочкину, который сделал подобные деревянные статуэтки, чтобы они аналогичным образом вкладывались друг в друга, а также художнику Сергею Малютину, создавшему роспись на фигурках. На первой матрёшке в итоге появилась девочка в простеньком сарафане, переднике и платоке, олицетворяя в себе простую девушку из народу. Внутри неё находилось 7 других статуэток и изображением девчонок и мальчишек, не похожих друг на друга, а последней, самой маленькой, была фигурка младенца в пелёнках.
Столь занятное наименоввание не менее интересной игрушке - «матрёшка» - появилось благодаря реально существующему имени Матрёна. Считается, что именно оно было выбрано для названия потому, что в конце позапрошлого столетия оно было довольно популярным именем девочки в народе. Современные матрёшки, по сути, мало чем отличаются от первых - этим названием всё так же величают группу деревянных расписанных игрушек, которые представляют собой вкладыши одна в другую и зачастую продаются в качестве сувениров.
Феномен матрёшки настолько пришёлся по нраву на отечественных просторах, что их популярность росла просто как на дрожжах. Само собой, что на такой высокий спрос и предложение должно было быть соответствующим: довольно быстро в разных уголках империи стали создаваться мастерские по их изготовлению, причём занимались этим целыми семьями. Кроме того, оценили сувенирый концепт и иностранцы: по информации редакции novate.ru, немало заказов приходили из Франции и Германии - к примеру, в последней их продавали на известной Лейпцигской ярмарке. В итоге уже к началу ХХ века было развёрнуто массовое производство матрёшек на экспорт.
С такой масштабной популяризацией матрёшек пришла и необходимость делать их более разнообразными. Так, мастера начали создавать новые вариант росписи, с большим количеством красок и орнаментов. Кроме того, сильно увеличился тематический ассортимент. Например, некоторые матрёшки изображали уже не девочек и мальчиков, а представителей какой-либо профессии, по типу пастухов. Была и семейная тема: можно было заказать матрёшку под названием «Жених и невеста», внутри которой найдутся изображения родственников молодожёнов. Некоторые игрушки посвящались устному народному творчеству - например, персонажам известных русских сказок.
Разнообразие и усложнение матрёшек было также связано с количеством статуэток-вкладышей - их довольно быстро стали изготовлять больше оригинальных восьми экземпляров. И само собой, этот процесс в итоге привёл к появлению рекордсмена среди игрушек по количеству составных частей. Принадлежит он токарю Булычеву, который ровно 110 лет назад создал матрёшку, состоящую из 48 вкладышей.
Источник: https://novate.ru/blogs/281123/68130/
29 ноября ’2023 22:04
Это не так. Ни японцы, ни Малютин не имеют никакого отношения к матрешке.
20 фактов о матрёшке https://историяматрёшки.рф/20-faktov-o-matryoshke/ |