Среди музыкальных инструментов стеклянную гармоники условно определяют как вариацию идиофона, в случае которого звук создаётся с помощью стеклянных полусфер. Но первоисточников такого типа звукоизвлечения стали созданные почти четыреста лет назад «серафимы», также известные как «музыкальные стаканчики». Этот инструмент представлял собой посудины, которые смачивались водой в определённом порядке - именно они, когда к ним прикасались, издавая красивейший звук, который сравнивали с падением на землю хрустальных шариков.
Но именно стеклянную гармонику фактически создал Бенджамин Франклин, который однажды, приехав Лондон, настолько восхитился музыкой, которую воспроизводили «музыкальные стаканчики», что решил усовершенствовать технологию. На это ему потребовалось несколько лет, однако ему всё-таки удалось создать полноценный музыкальный инструмент с аналогичным звучанием - у него ушло на это 37 стеклянных бокалов в форме колокольчика, педаль, по механизму работы похожа на педаль от швейной машинки, а также ёмкость с уксусом.
Работала «стеклянная гармоника» так: необходимо было опустить нижний край бокалов в жидкость, потому как при вращении они должны постоянно смачиваться. А музыкант прикосновениями пальцев к краю конкретного колокольчика получал нужную ноту. Однако самым необычным был, конечно звук, который воспроизводила стеклянная гармоника - его описывали восторженно, как нечто ранее не существовавшее, не сравнимое ни с одним из других известных музыкальных инструментов. Феномен стеклянной гармоники быстро оценили множество композиторов, писавших партии и отдельные произведения: Моцарта, Чайковского, Глинки.
Однако довольно скоро этот инструмент постигла мрачная слава: в периодике тех времён появились публикации, где утверждалось, что музыка стеклянной гармоники оказалась настолько поражающей умы людей, что многие приходили в ужас от её звучания, испытывали страх и панику, а кое-кто и вовсе утратил рассудок. Фактически инструмент обвиняли в том, что он провоцировал депрессию у слушателей и музыкантов. К тому же некоторые тогдашние врачи, которые проводили массовые лечебные сеансы и использовали стеклянную гармонику, наблюдали коллективные истерики у своих пациентов - считалось, что именно мелодия так воздействовала на людей.
Понятное дело, что столь неприятный ореол вокруг стеклянной гармоники быстро свёл на нет её популярность - общество отказывалось его слушать, композиторы и оркестры массово заменяли её другими инструментами, подобными по звучанию, а в Германии стеклянная гармоника и вовсе оказалась под запретом. На протяжении столетий уникальный инструмент оказался в забытьи, да и оригинальных инструментов практически не осталось. И всё-таки, о ней вспомнили в прошлом веке: музыканты желали возродить её звучание, а медики и психиологи - изучить её реально воздействие на человеческую психику.
Последние, по информации редакции Novate.ru, выяснили, что люди и вправду очень по-разному реагируют на звук стеклянной гармоники, потому что она работает в необычном диапазоне, которую нашему головному мозгу практически не возможно локализовать. То есть, мы осознаём наличие музыки, однако не может понять откуда именно она играет. Вот и получается, что одни люди впадали в восторг от этого феномена, а другие оказывались в состоянии истерики или наоборот, апатии. А вот музыканты страдали от гармоники не из-за звука, а по причине токсичных красок, которые тогда использовали в инструменте.
Современные музыканты пытаются возродить мастерство игры на столь неоднозначном инструменте, максимально обезопасив его и для себя, и для слушателей - используется только синтетическая краска, а также была модернизирована конструкция. Вот только о той популярности, которая была у стеклянной гармоники, когда она только появилась, вряд ли можно даже мечтать: это тогда её музыка была чем-то феноменальным, а сегодня индустрия благодаря цифровым технологиям шагнула настолько вперёд, что способна создать, по сути, любой звук. Да и звук инструмента нравится далеко не всем - некоторые оказываются обманутыми в ожиданиях. И всё же, стеклянная гармоника не оказалась забыта насовсем, а её ранее наследние останется в истории музыки и искусства без угрозы быть утраченным.
Источник: https://novate.ru/blogs/271123/68122/