Зарегистрировано — 123 570Зрителей: 66 634
Авторов: 56 936
On-line — 4 627Зрителей: 891
Авторов: 3736
Загружено работ — 2 126 310
«Неизвестный Гений»
Новости
Сон в гробу, сделка с Мухой, мужские роли и другие увлекательные факты из жизни легендарной сердцеедки Сары Бернар
Загадочная личность легендарной актрисы Сары Бернар всегда интриговала людей. История её жизни продолжает привлекать новых поклонников даже спустя сто лет после её смерти. Её жизненный путь был полон невероятных историй и слухов, которые не давали покоя как её поклонникам, так и прессе, раздувающей из мухи слона.
Ранние годы
Мать Сары была голландско-еврейской куртизанкой, которая родила свою дочь вне брака. Хотя у неё было достаточно богатства, власти и влияния благодаря её элитным покровителям, но её профессия с самого начала наложила нежелательный отпечаток на репутацию дочери. Детской мечтой Сары было стать монахиней и долгие годы она была слишком преданной своему делу. В раннем подростковом возрасте её чуть не исключили из монастырской школы за то, что она по-христиански похоронила свою любимую ящерицу.
Вскоре после инцидента с ящерицей мать Сары решила обеспечить карьеру своей дочери. Один из её покровителей, герцог де Морни, сводный брат Наполеона III, организовал для Сары прослушивание в пьесу. Её артистический дебют состоялся в 1862 году на сцене парижской «Комеди Франсез». Но Сара с треском провалилась, расплакавшись после выступления и попросив прощения у своего учителя. Однако так легко сдаться она не собиралась. Следующие шесть лет она провела в обучении и тренировках, вернувшись на сцену в 1868 году с умопомрачительным успехом.
Она была первой современной знаменитостью
Сара была не только пионером во многих отношениях, а и образцом для современной культуры знаменитостей. Она была первой актрисой, которая стала гораздо большим, чем просто актрисой, в полной мере воспользовавшейся великим технологическим прогрессом своего времени. В отличие от многих других артистов, Сара не отказалась от фотографии, звукозаписи и the telegraph. Фотографии Божественной Сары появились на открытках и в журналах, на плакатах и в газетах, а её голос стал знаком зрителям за пределами Европы. Она была повсюду. Её одновременно любили и ненавидели, знали о ней практически всё от имени до последней роли и скандалов, связанных с её имиджем. Сара отслеживала сообщения в прессе и рассматривала все случаи медийной драмы, начиная с её якобы неподобающего поведения во время спиритического сеанса и заканчивая тем фактом, что её сын родился вне брака, лично написав письма общественности и потребовав от редакторов газет опубликовать их.
Узнаваемый образ
Она тщательно выстраивала свой публичный образ. Каждое появление на публике, каждое движение, каждое сказанное ею слово и каждое платье, которое она надевала, были призваны создать образ таинственной и декадентской красавицы, живущей драматичной и эксцентричной жизнью. Сара содержала зверинец экзотических животных, в том числе гепарда и аллигатора, некоторые говорили, что она не была добра к ним, поскольку якобы застрелила своего удава за то, что он проглотил диванную подушку. По слухам, эксцентричная актриса также хранила человеческий череп в качестве почтового ящика и настоящий скелет в своей гримёрной. В некотором смысле, эти эксцентричные истории служили защитным экраном для настоящей Сары. Пресса была слишком занята тем, что писала о черепах и гепардах, чтобы копаться глубже в её личных делах. Она была первым человеком, который превратил своё публичное существование в успешный акт, выглядя при этом абсолютно аутентичной и искренней.
Она сделала Альфонса Муху звездой
Многие знают Сару по прекрасным плакатам в стиле ар-нуво, созданным Альфонсом Мухой. Они встретились почти случайно в конце декабря 1894 года, когда Сара пришла в типографию заказать плакат для своей постановки «Жисмонда» Викториена Сарду. Все, кто работал в мастерской, уже были в отпуске, за исключением неизвестного чешского иллюстратора по имени Альфонс. Сара была настолько впечатлена его работами, что предложила выгодную сделку. В течение следующих пяти лет он рисовал для неё плакаты и разрабатывал костюмы. В свою очередь, она распространила славу Мухи за океаном своими работами, рекламирующими американское турне актрисы.
Она была талантливым скульптором
Несмотря на то, что она была наиболее известна как самая выдающаяся актриса своего времени, Сара также была хорошо обученным и талантливым скульптором. Её скульптуры иногда интерпретировались как очередное эксцентричное хобби необычной женщины, но, тем не менее, её работы получили признание критиков. Многие из её работ были автопортретами. Её художественная идентичность формировала её скульптурную практику, а скульптурная практика помогла сформировать её общественную идентичность. Пожалуй, одна из самых знаменитых её работ — удивительный мраморный рельеф с изображением Офелии, созданный в 1880 году. В этом чувственном изображении тонущей молодой женщины можно увидеть следы черт лица Сары. Стоит отметить тот факт, что актрисе потребовалось шесть лет, чтобы по-настоящему сыграть Офелию на сцене.
Сон в гробу
На одной из самых известных фотографий актрисы, она изображена лежащей в гробу со скрещенными на груди руками. По слухам, Сара заказала гроб точно по своим меркам и спала в нём, как в обычной кровати. Когда её попросили дать объяснение, она представила различные версии этой истории. Некоторым людям она рассказывала, что мысленно готовилась сыграть умирающего на сцене персонажа, в то время как другие слышали, что это был её способ справиться со страхом преждевременных похорон.Несмотря на то, что Сара действительно заказала гроб и потратила значительные суммы денег, украсив его самыми дорогими цветами, шёлком и кружевами, наиболее вероятно, что эта история была очередным рекламным ходом и пиаром.
Талантливая актриса
Публичный образ Сары во многом был построен на образах смерти. От её скандальной худобы, связанной с болезнями, до ранее обсуждавшейся истории о гробе. Но её игра с непостоянством жизни на этом не закончилась, на самом деле она была известна тем, что хорошо умела умирать. Каждый вечер Сара играла на сцене трагических героинь, многие из которых были убиты кем-то из своих близких, в то время как другие покончили с собой из-за глубокой печали и разбитых сердец.
Она драматически умирала почти каждый вечер на сцене и никогда не делала это одинаково. Именно поэтому публика продолжала возвращаться, чтобы увидеть её выступления снова и снова. Играя шекспировскую Офелию, Сара была первой актрисой, которая настояла на том, чтобы появиться на сцене посмертно. Обычно после трагической смерти Офелии на сцену выносили закрытый гроб. Это была новаторская идея Сары — нести ее в открытом гробу, чтобы наглядно продемонстрировать юную красавицу, которая слишком рано покинула этот мир.
Она играла мужские роли
В своей более поздней карьере Сара шокировала публику, обратившись к мужским ролям. Она стала первой женщиной, сыгравшей Гамлета в 1899 году. Некоторые историки, такие как Памела Кобрин, интерпретируют выбор этих ролей не только как артистический жест, но и как радикальный антиагистральный феминистский ответ на профессиональные ограничения, налагаемые на стареющих актрис. Сама объяснила это словами:
«Женщина лучше подходит для таких ролей, как L’Aiglon и Гамлет, чем мужчина. Эти роли изображают юношей двадцати или двадцати одного года с умом сорокалетнего мужчины. Двадцатилетний мальчик не может понять философию Гамлета или поэтический энтузиазм L’Aiglon. Пожилой мужчина не похож на мальчика, и у него нет готовности к адаптации женщины, которая может сочетать лёгкую осанку юности со зрелым мышлением мужчины. Женщина с большей готовностью соответствует этой роли, но при этом обладает достаточно зрелым умом, чтобы понять это».
Финальная история
В 1915 году Саре ампутировали левую ногу. Причиной операции стала постоянная боль, которую она испытывала после того, как сильно повредила колено на сцене. Она даже пригрозила своему врачу, что прострелит себе ногу, так что ему все равно придется её ампутировать. Даже отсутствие ноги не помешало ей вести себя столь же эксцентрично, как и ранее. Семидесятиоднолетнюю Сару носили в паланкине четверо молодых людей. Она была похоронена на кладбище Пер-Лашез в Париже через восемь лет после операции, но её нога осталась на складе медицинской школы университета Бордо. В 2009 году сотрудники университета, по-видимому, вновь обнаружили ногу, но с отсутствующим коленом. Таким образом, великолепная Сара продолжает создавать тайны даже спустя столетие после своей смерти.