Зарегистрировано — 123 570Зрителей: 66 634
Авторов: 56 936
On-line — 4 628Зрителей: 891
Авторов: 3737
Загружено работ — 2 126 310
«Неизвестный Гений»
Новости
Там, на неведомых дорожках: Русские и советские художницы - иллюстраторы сказок
Что мы больше всего любим в книгах сказок? Да, конечно – повороты сюжета, характеры персонажей, образы фантастических существ, магию, дальние странствия и идею, что добро обязательно победит. Но все это приобретает особую яркость, увлекает с удвоенной силой, когда воплощается в потрясающе красивых иллюстрациях. Книжная иллюстрация, кстати, довольно долго была видом искусства, позволяющим наиболее ярко проявляться женщинам-художницам – особенно в те времена, когда им были недоступны «серьезные» жанры. Но и в двадцатом веке, и в двадцать первом именно художницы книжной иллюстрации дарили читателям радость на книжных страницах. Их великое множество – мы сегодня назовем лишь несколько имен русских и советских художниц.
Елена Поленова – сказки на бумаге и дереве
Елена Дмитриевна Поленова – русская художница, график, как бы сказали сейчас – дизайнер. Младшая сестра художника Василия Поленова, с детства отличалась яркими художественными способностями. Правда, тяготела скорее к декоративно-прикладному искусству, чем к живописи. Училась у частных учителей, в том числе и во время поездок во Францию, посещала классы керамики и акварели в Школе Общества поощрения художеств – и даже была удостоена поощрительной поездки в Париж, что поразило не только окружающих, но и ее саму. Увлекалась медициной, во время русско-турецкой войны работала медсестрой и даже планировала посвятить этому жизнь. Однако в 1882 году присоединилась к художественному кружку в Абрамцево, подружилась с Елизаветой Мамонтовой и очень активно участвовала в деятельности этого объединения – придумывала костюмы для театральных постановок, собирала предметы русского быта, открыла мастерскую резьбы по дереву и руководила ею, преподавала… Иллюстрацией – начав с создания орнаментов – Поленова занялась уже в последние годы жизни, но и там, как яркая, разноплановая художница, в полной мере сумела создать собственный творческий почерк. Елена Поленова умерла в сорок семь лет – сделав столько, что хватило бы на десятерых.
Сказочные рисунки и несказочная жизнь Нины Носкович
Нина Алексеевна Носкович – советская художница книжной иллюстрации. Судьба ее была непростой. Она родилась в Петербурге, в начале тридцатых работала в легендарном ленинградском отделении издательства «Детская литература» под руководством художника В. В. Лебедева, публиковала иллюстрации в детских журналах. Однако в 1937 году ее супруг был арестован и затем расстрелян, а сама художница попала в лагеря как жена изменника родины. В годы войны работала на Таштагольском лесозаводе. Для поездки к родным в 1943 году ей пришлось фиктивно выйти замуж – но тогда удалось увидеться с дочерью.
После окончания срока, живя в Луге (в крупных городах ей жить запрещалось), познакомилась с искусствоведом Виктором Носковичем, который стал ее третьим мужем. А затем художнице удалось вернуться в Ленинград, где была работа во множестве издательств, книги и журналы с ее рисунками, светлыми, уютными, нежными. Ездила на Ямал, чтобы создать иллюстрации для азбук, посвященных культуре и обычаям народов севера – для местных детишек. Особенно любимы были читателями проиллюстрированные ею сказки Пушкина, Ганса Христиана Андерсена, Астрид Линдгрен. Нина Носкович была реабилитирована в 1957 году. Оставила после себя мемуары, посвященные и нелегким годам в ГУЛАГе, и последующей жизни – в том числе дружбе с известными творческими людьми тех лет.
Наталья Гончарова – авангард и вещие птицы
Яркая представительница русского авангарда, выдающаяся фигура европейского модернизма, Наталья Сергеевна Гончарова создавала сценографию и костюмы для театральных постановок, иллюстрировала поэтические сборники футуристов (и участвовала в их перформансах), занималась декоративно-прикладным искусством. Особенно сильно ее интересовала интерпретация традиции, не только народной, но и религиозной, внутри модернистской экспериментальной живописи, что достаточно часто вызывало резкую критику, а то и вовсе цензуру ее произведений. Большинство иллюстраций Гончаровой так и не вышло в печати – но это огромный пласт ее творческого наследия.
Татьяна Маврина – солнце советской иллюстрации
О Татьяне Алексеевне Мавриной написано и сказано очень много, особенно в последние годы. Заслуженный художник РСФСР, лауреат Государственной премии СССР и Премии им. Г.Х. Андерсена за вклад в иллюстрирование детских книг, она создала множество ярких, смелых, потрясающих по силе воздействия иллюстраций. На ее художественный язык повлияла архитектура и природа Нижнего Новгорода, ярмарки и народная игрушка, виденные в детстве, сказки и домашний театр, сопровождавший их чтение. Она училась во ВХУТЕМАСе в годы больших преобразований – в том числе и в искусстве, и в его преподавании. Педагоги поощряли в студентах стремление к творческим экспериментам, а сама Маврина вспоминала, что каждый вечер думала лишь об одном – скорее бы наступило завтра, скорее бы вернуться в мастерскую. Хотя акварельная и гуашевая живопись во ВХУТЕМАСе не поощрялись, именно эти техники она выбрала для дальнейшей работы. В предвоенные годы иллюстрировала преимущественно классические произведения, однако после, особенно в шестидесятые и семидесятые, обратилась к сказкам Пушкина и к народной сказке. Яркий колорит, экспрессивная манера письма, живость и легкость в иллюстрациях Мавриной близки народному декоративно-прикладному искусству (в них можно найти отголоски глиняной игрушки, русского лубка, бытовой керамики, пряников, изразцов, старинных костюмов), и, как следствие, как нельзя лучше отражают настроение русской сказки.
Сказки Ольги Мониной
Ольга Евгеньевна Монина – лауреат множества профессиональных конкурсов, доцент, преподаватель, за ее плечами – иллюстрации нескольких десятков книг, в том числе «Конек-Горбунок» П.П.Ершова, сказки А.С.Пушкина, «Русские народные сказки», «Мифы Древней Греции», «Узбекские сказки» и так далее. Потрясающая детализация и достоверность, узнаваемость персонажей, точность, реалистичность и в то же время графическая изысканность – вот что отличает ее творчество.
Текст: Софья Егорова.