Зарегистрировано — 123 570Зрителей: 66 634
Авторов: 56 936
On-line — 4 627Зрителей: 891
Авторов: 3736
Загружено работ — 2 126 310
«Неизвестный Гений»
Новости
Почему разгорелись споры вокруг иконы Рублева «Троица» и удастся ли сохранить этот шедевр вне музейных стен
Бурные споры во всех кругах нашего общества и за рубежом вызвала новость о возвращении «Троицы «Андрея Рублева из Третьяковской галереи в Храм Христа Спасителя. Далекие от веры люди считают, что судьба шедевра мирового масштаба теперь весьма плачевна. Христиане же свято верят, что максимальное приближение к народу, только усилит чудодейственный эффект иконы. Будет ли Россия теперь надежно защищена молитвенным щитом или мы все-таки потеряем исторически важный артефакт?
Почему икона А. Рублева так волнует наши сердца?
Возможно потому, что это самая лучшая попытка изобразить триединство тела, души и самого Господа. Вокруг иконы словно веет мистика, многие вещи указывают нам на число три.
Полотно было создано благодаря трем деятелям. Первый - преподобный Сергий Радонежский, который при жизни создал учение о Святой Троице. Второй - его ученик и последователь, настоятель Троицкого монастыря Никон Радонежский. Никон поручил написать икону в честь своего учителя. И, наконец, третий - художник Андрей Рублев.
Авторство иконы подтверждено в трех исторических документах, упоминающих сам заказ, выполнение и место нахождения во время службы.
Жертвенность божественной любви всему миру Рублев раскрывает через изображение трех путников из библейского сюжета «Гостеприимство Авраама» Ветхого завета. Ранее в иконографии художники принципиально отображали всех участников: трех путников, Авраама, его жену Сару, молодого слугу.
Икона «Троица» Андрея Рублева символ духовности и единения человека с Господом. Священнослужители считают, что познание тайны «Святой Троицы» открывает сердце и душу к Божественной жизни, а икона сама является проводником для начинающего христианина. Многие, кто увидел этот шедевр первой половины XV века, рассказывают, что полотно словно излучает тепло, в душе исчезают уныние и дурные мысли. А если помолиться возле нее, то многие сокровенные желания сбываются, приходит мир, исчезают распри, в семейных отношениях возникает взаимоуважение и благополучие.
Раскроем таинство Рублевской иконографии
В каждом храме имеется копия иконы «Троица» кисти Рублева. Среди всех образов «Троица» всегда выделяется манерой написания. Минимальное количество изображений на ней словно плывет на фоне невесомого желтого цвета. Первое впечатление это ощущение предстоящего праздника, радости. Три путника словно образуют круг, поэтому зритель неизбежно переводит взгляд с одного на другой лик. Лица ангелов похожи, но и в то же время отличаются. Много свободного, незаполненного пространства места между сидящими создает ощущение глубины и простора на картине. Возможно, художник хотел натолкнуть нас на мысль, что Бог – не в ликах, он где-то среди нас.
Круговое расположение указывает нам на бесконечность действия. Ведь круг в христианстве обозначает вращение времени и пространства над центральной фигурой человека. А еще иконописец напоминает нам о возможности возобновления работы над собой в любой момент. Получается, художник призывает нас задуматься о бренности нашей жизни и начать молится и исповедоваться.
Центральный предмет на иконе – жертвенный сосуд с головой тельца. Чаша напоминаем всем о том подвиге, который совершил Иисус ради всех нас, о страданиях и муках Христа. На иконе тщательно прорисованы руки ангелов. Каждый путник словно обменивается с остальными жестами. Бог Отец благословляет Сына на великое самопожертвование Ангел сын склоняет голову в знак примирения с предстоящими испытаниями и держит руку над сосудом. Третий путник, олицетворяющий Святой дух, благословляет церковь.
Стол, за которым сидят ангелы, имеет четыре угла. Три, из которых занимают путники, а последний прорисован так, что каждый зритель, находясь рядом с картиной, ощущает себя четвертым участником застолья.
По библейскому сюжету Авраам принимал гостей под Мамврийским дубом. Рублев располагает его над центральным ангелом. Дерево – символ жизни. Оно словно напоминает, что Воскресение Христа дарует людям спасение и вечную жизнь.
Необычным элементом для икон является гора над правым ангелом. Скорее всего автор так зашифровал Восхождении Духа и возвышение мира над бездной суеты и невежества. Это изображение относит нас к прообразу горы Голгофы, по которой пойдет Иисус, неся на своих плечах ответ за все страдания человечества. Много споров вызывает у искусствоведов загадочное окошко на престоле. Часть служителей богословия видят в нем знак того, что мы всегда сможем рассчитывать на божье благословление. Другая часть решила, что в него смотрит сам Господь и наблюдает как, живем мы сегодня.
Вообщим, икона «Троица» укрепляет веру в Бога, напоминает о жертве Христа и призывает к осмыслению жизни.
Перенос иконы: закономерность или событие?
Известно, что икона находилась в Троицком соборе целых полтысячелетия. Ее почитали как святыню. Именитые люди дарили ей обрамления. Великий царь Иван Грозный даровал золотой оклад, Борис Годунов одел на нее золотой оклад с драгоценными камнями. С течением времени икона почти полностью покрылась серебряным окладом, оставив видимыми лишь стопы, кисти рук и лики ангелов.
Радует, что в революционном огне 1917 года икона уцелела. Советская власть вела антирелигиозную пропаганду. Многие храмы были разрушены, большое количество икон уничтожено. Наверное, икону «Троицу» защитил сам Господь. Она была признана произведением искусства, и как исторический артефакт, размещена в музее - Государственной Третьяковской галерее.
В грозны военные годы ее вывозили в тыл вместе с другими ценностями. Долгое время, реставраторы не разрешали перемещать полотно. Они опасались за слой грунтовки, который мог при изменении влажности буквально рассыпаться, как штукатурка с потолка. Да и темперные краски, разведенные яйцом при ярких лучах света, могли потерять свою прозрачность и яркость.
Конец двадцатого века ознаменовался глобальными изменениями в стране. Произошла перестройка во всех сферах жизни, в том числе и духовной. Постепенно народ возвращался к вере. Икону «Троица» стали выносить на Праздник Святой Троицы и проводить возле нее церковный обряд. Самое массовое богослужение у святыни прошло в День празднования шестисотлетия обретения мощей Радонежского. Современные служители музея научились создавать особые условия для любого древнего предмета. Во всяком случае, они так считали. Но, на тот момент чего они не учли, и артефакт получил повреждения.
Поэтому нынешнее решение вернуть центральный образ в Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой лавры был принят в народе не однозначно. Воцерковленные говорят, от того, что образ домой вернется - душа возрадовалась, Знающие о проблемах хранения старинных полотен имеют другое мнение. Однако, стоит вспомнить нам всем, что образ «Святой Троицы» был написан в сложное для страны время. Возможно, ее появление способствовало прекращению распрей среди народа. Сегодня так же непростые времена в мире.