Зарегистрировано — 123 570Зрителей: 66 634
Авторов: 56 936
On-line — 24 468Зрителей: 4823
Авторов: 19645
Загружено работ — 2 126 284
«Неизвестный Гений»
Новости
Что клали новорожденным девочкам в колыбель, из-за чего старых дев не приглашали на свадьбы и др «женские» традиции старой Руси
Ни для кого не секрет, что в былые времена статус женщины сильно отличался от мужского. Например, в крестьянской семье женщинам нужно было быть покладистыми и, кончено же, хозяйственными. Поэтому с малых лет девочек обучали «женской» работе — вести дом, заниматься огородом и детьми. Также вокруг женщин всегда было много суеверий и предрассудков. За что юных девушек ссылали в монастырь, для чего в колыбель новорожденных девочек клали прялку, и почему старые девы не получали приглашения на свадьбы — далее в материале.
Рождение девочки
В былые времена у крестьян рождение дочери не вызывало особой радости, как появление сына, который в будущем становился для семьи настоящей опорой и незаменимым помощником. Повзрослевшая дочь, выйдя замуж, покидала отчий дом, да еще и с приданым, на которое приходилось тратиться ее родителям. Раньше даже считалось, что если в семье рождались лишь только дочери, то здесь не обошлось без сглаза и порчи.
С самого рождения дочерей готовили к выполнению «женской» работы. Для этого даже проводили специальные обряды. К примеру, в некоторых селеньях новорожденной перерезали пуповину прямо на прялке, чтобы девочка стала искусной рукодельницей, а в других — клали прялку прямо в колыбель малышки.
Девочки становились мамиными помощницами довольно рано. Уже в 5–7 лет они были полноценными няньками для своих младших братьев и сестер: ухаживали за ними, кормили их, убаюкивали. Помимо этого, девочки помогали матери по хозяйству и в огороде.
Уже в 8 лет, а бывало что и раньше, девочки начинали работать за прялкой. Что интересно, раньше как мальчиков, так и девочек, до 7–8 лет все называли младенцами, причем их надевали даже в идентичное одеяние — длинную рубаху. Лишь по истечению этого возраста в их гардеробе появлялись наряды по половому признаку.
Молодая девушка
По достижении полового созревания девушек начинали называть по имени, правда в сокращенной форме: Глашка, Аленка и так далее. В этот период у девушек появлялась новая одежда, в основном сарафаны. Также отличительной чертой девушек на выданье были ленты, вплетенные в косы.
В возрасте 10–15 лет и до самого замужества молодые девицы ходили на вечерки, проходящие в избах, где собиралась вся молодежь. Стоит отметить, что если туда приходило несколько сестер, то младшие должны были вести себя тихо и сдержанно, не наряжаться и не привлекать к себе внимание со стороны парней. Это делалось для того, чтобы младшие сестры не вышли замуж раньше старшей сестры, так как в те времена это не приветствовалось.
Идеальным возрастом для замужества считалось 15-20 лет, так как в этом возрасте девушки были особенно хороши и уже годились в жены. И хотя девушкам дозволялось иметь друга, которого они выделяли из всех парней, до вступления в законный брак им нужно было вести себя скромно и целомудренно.
Если же девушка вступала в связь с мужчиной до брака, в родном доме ее наказывали по своему усмотрению, иногда не столь сурово. Однако если о ее проступке узнавали соседи или другие односельчане, то девушке приходилось несладко: ее обзывали и обидно над ней подшучивали, ворота у ее избы обмазывали дегтем, а также могли срезать ее длинные косы. Помимо этого, сестры и подруги отрекались от нее, так как она бросала свою тень и на них.
А вот для парней вступить с девушкой в связь до брака считалось, можно сказать, почетным делом: их уважали друзья и гордились отцы. Более того, тех, кто бросал свою соблазненную возлюбленную, мало кто порицал в селе. Даже если подруга забеременела, парня насильно не заставляли на ней жениться, так как вся вина за внебрачного ребенка была целиком на девушке. После появления на свет ребенка на бедную женщину обрушивалось презрение со стороны односельчан, а ее семье приходилось кормить еще одного нахлебника и терпеть этот позор.
Зачастую таких девушек ждала бедность или же замужество в других местах, где ее никто не знает. Также новоиспеченную мать могли отправить в монастырь, а ребенка воспитывали ее родители. Но зачастую таких детей считали обузой, поэтому старались их отдать в семьи, где нет детей. А вот если внебрачный ребенок оставался с матерью, то в будущем его без устали дразнили законнорожденные дети. Впрочем, родственники и соседи также не забывали напоминать ему о его происхождении.
Если же женщина избавилась от ребенка, то ее ждало вечное порицание и ужасное наказание, так как люди верили, что тем самым она накликала беду на весь поселок и теперь его ждет череда дождей, град и, как следствие, отсутствие урожая. В некоторых деревнях в таких женщин даже бросали камни, чтобы отвести от себя беду.
Вступление в брак
В крестьянской среде брак был неотъемлемой частью полноценной счастливой жизни девушки. Родители старались как можно раньше выдать дочь замуж, чтобы перестать ее содержать. И хотя в начале XIX века по законодательству девушки могли вступать в брак, достигнув 16-летия, а парни 18-летия, в деревнях этот закон зачастую не соблюдался.
Так как часто невест было больше, чем женихов, девушкам приходилось соперничать друг с другом, чтобы заполучить завидного жениха. Бывало, что родители сами выбирали женихов и невест для своих детей. Если девушка не желала выходить замуж по велению родителей, то она могла отказаться от свадьбы прямо у алтаря. Правда за такой поступок родители ее могли избить и даже навсегда выгнать из отчего дома.
Роль супруги
Выйдя замуж, женщина уже не ходила на вечерки. Теперь она была занята делами по хозяйству от восхода до захода солнца. Если вдруг стало известно о неверности жены, то ее серьезно наказывали. Например, публично секли крапивой по голому телу. Стоит отметить, что мужчины старались скрыть от чужих глаз неверность супруги, так как это было для них позором.
До появления детей замужних женщин называли молодухами, а после рождения малыша они переходили в следующую соцгруппу — матери. Об уходе, лечении и других знаниях о детях матери делились со своими дочерьми, передавая свой опыт из поколения в поколение. К слову, о приближающемся пополнении семейства женщины старались никому не рассказывать, так как считалось, что чем больше людей знают об этом, тем труднее будут проходить роды.
Особенно женщины боялись рассказывать о беременности незамужним или бездетным девушкам, а также старым девам. В повитухи старались звать исключительно взрослых женщин, у которых были дети, а вот к молодым и бездетным девушкам за помощью обращались лишь в экстренных случаях.
Вдовы и старые девы
У вдов был свой особый статус. Все старались им помогать, однако в деревнях многие считали, что они знаются с нечистой силой. По поверьям, многие женщины, потерявшие мужей, худели и чернели лицом, а некоторые и вовсе лишались рассудка. Спустя несколько лет после кончины мужа вдовы возвращались в статус молодок и могли снова выйти замуж.
Причем в этот раз женщина могла привести мужа в свой дом, и ей для этого не требовалось приданое. Второе замужество, в сравнении с первым, не имело такой святости, поэтому во время церемонии венчания на молодоженов не возлагали венцов. Стоит отметить, что вдове, как и незамужней девушке, нельзя было рожать ребенка вне брака, чтобы избежать позора на всю жизнь.
Что касается тех, кто не вышел замуж «вовремя», они получали статус старых дев. Их часто называли пожилыми девками, вековушами, засиделками и так далее. Причин могло быть много: непривлекательность, физические особенности, отсутствие приданого и так далее. Однако в те времена безбрачие считалось проклятием. Таким женщинам жилось нелегко: их попрекали родители, у них не было подруг и их даже не звали на свадьбы, чтобы они не принесли беды молодоженам.
По мере взросления девушке сложнее было найти себе пару, так как женихи старались выбирать совсем еще юных невест. Так что у старых дев был шанс покинуть отчий дом лишь с каким-нибудь вдовцом либо таким же «засидевшимся» мужчиной.
Старухи и ведьмы
В деревнях женщин в возрасте называли старухами и бабами, причем это касалось и более молодых женщин, например, тех, чьи дети уже поженились, или же у них появлялись внуки. С одной стороны, старух уважали и прислушивались к их мнению и советам. Больше всего это касалось сельских знахарок, которые за некоторую плату лечили заговорами, водой и травами людей и животину, проводили различные обряды, помогали молодым девицам приворожить возлюбленного и так далее.
С другой стороны, старухи считались довольно опасными, так как практически в каждом поселении была пожилая женщина, прослывшая колдуньей. Зачастую они были не общительными, с тяжелым нравом и имели увечья, например, горб или хромоту. Все старались обходить десятой дорогой их дома, находящиеся нередко на окраине деревни. Считалось, что ведьмы наводили порчу, губили урожай и так далее.
Бывали случаи, когда женщин бросали в озеро, чтобы распознать колдунья она или нет. Если женщина не тонула, это означало, что чистая вода ее не принимает и она точно ведьма. Как видно, женщинам в крестьянской среде приходилось несладко в любом возрасте.