Зарегистрировано — 123 570Зрителей: 66 634
Авторов: 56 936
On-line — 24 373Зрителей: 4813
Авторов: 19560
Загружено работ — 2 126 288
«Неизвестный Гений»
Новости
Как мальчик, которого дразнили сверстники, навсегда изменил эстетику видеоигр: Фантазии Амано Ёситаки
Геймерам по всему миру отлично известна серия игр Final Fantasy, прославившаяся в том числе и великолепной работой дизайнеров. Каждая последующая часть отличается от предыдущей, каждая «фантазия» - последняя, прекрасная и неповторимая. А вот стиль концепт-артов (для поклонников игр эскизные разработки персонажей и фоны представляют особый интерес) и обложек игр оставался неизменным много лет – их создавал выдающийся японский художник-график и мультипликатор Ёситака Амано.
Кисть против грубой силы
Ёситака Амано родился в 1952 году и жил в деревне. И жизнь его была несладкой – хрупкий и болезненный, он не мог участвовать в тех играх со сверстниками, что требовали грубой силы. Он становился объектом насмешек и травли. Да-да, история стара, как мир – будущий революционер индустрии видеоигр был «ботаном» и проводил дни в одиночестве, уходя с головой в любимое дело. Не потому ли его рисунки, гипнотизирующие деталями, приходятся по вкусу тем, кто и сам предпочитает сбегать от реальности (и вполне обоснованно!) в прекрасные выдуманные миры? Родители, конечно, его отшельничество не одобряли, но и не мешали, понимая, что сын уже выбрал путь себе по душе.
Или путь выбрал его.
В начале шестидесятых, еще ребенком, Амано влюбился в западные комиксы, проникавшие тогда в Японию. Он обожал обложки Нила Адамса – впрочем, чаще всего в комиксах его интересовали только подробно прорисованные яркие обложки, а не визуально скучное (пусть и увлекательное сюжетно) содержание. Со временем он заинтересовался ар-нуво и русским модерном, психоделической графикой и, конечно, традиционным японским искусством – из этих составляющих постепенно и сложился его смелый, но при этом утонченный стиль.
Несмотря на закрытость, друзья у Амано все-таки были – один из них жил в Токио, и в четырнадцать наш герой решил его навестить. Так случилось, что он попал на экскурсию в студию анимации Tatsunoko, где ему ужасно понравилось. Там кипела работа, и Амано, не устояв, сам сделал несколько рисунков вместе с профессиональными художниками. И… забыл в студии свои эскизы. Так Ёситака Амано, еще подросток, и нашел первую в жизни работу – сотрудники студии обнаружили его наброски, пришли в восторг и выяснили, что за юное дарование их посетило. Он начал подрабатывать в Tatsunoko в четырнадцать – а в пятнадцать уже пребывал в полной уверенности, что посвятит этому делу жизнь.
Между комфортом и перспективами
Впрочем, шли годы, и Tatsunoko стала для Амано… тесновата. Он, конечно, развивался внутри студии, но ему очень скоро захотелось большего. Работу он любил, отдавался ей со всей страстью и быстро из аниматора «дорос» до дизайнера персонажей. Первое его задание в этом качестве требовало стрессоустойчивости – его посадили в «секретную комнату» (новые идеи должны рождаться в строгой тайне!), выдали список требований и засекли время. Он справился блестяще, доказав, что достоин быть не просто техническим работником, а настоящим создателем, «отцом» героев аниме. Опыт технической работы научил его передавать персонажа в движении – во всех его концепт-артах смелые воины и прекрасные колдуньи подчинены вихреобразному движению. Так или иначе, в Tatsunoko он проработал пятнадцать лет, получив ни с чем не сравнимый опыт – но на пороге тридцатилетия решил с ней расстаться.
Он брал много разнородных небольших заказов, занимаясь и иллюстрациями, и разработкой персонажей, и видеоиграми. Рисовал обложки романов в жанре фэнтези – почти как кумиры его детства. Наиболее заметными работами Амано в этот период являются иллюстрации к роману Синдзюку — город-ад (1983 г.) и дизайн персонажей к экранизации серии романов Vampire Huner D (поклонники ретро-аниме признают эту полнометражную анимационную ленту однозначным шедевром за декадентскую, мрачную, тревожащую графику). Именно печатные работы Амано привлекли к нему внимание представителей игровой индустрии.
Что наша жизнь? Игра!
Первый «игровой» опыт Ёситаки Амано состоялся в США. Там он разрабатывал иллюстрации к одному из аркадных автоматов. Ему понравилось. А вскоре дизайнер игр Хиронобу Сакагути задумал амбициозный проект – серию игр своей мечты. И назвал проект Final Fantasy, что, в общем-то, и отражало его желания. Ему понравились обложки Амано, и он пригласил художника к сотрудничеству. Так началась тридцатилетняя история любви. Сакагути попросил Амано рисовать так, как он хочет, как видит и чувствует персонажей. Он не только детально прорабатывал костюмы, но и дополнял персонажей фонами, элементами истории – и это становилось частью игры. Не менее семидесяти процентов концептов Амано реализовались в игровом пространстве. Иногда его просили просто «что-то придумать», и он придумывал – да так, что эти образы становились каноничными для современной японской культуры. Со временем объем работы Амано для Final Fantasy стал уменьшаться, в некоторых случаях он создавал только логотипы или перерисовывал чужие разработки «в своем стиле», что его как художника не особенно устраивало. Однако «Последняя фантазия» всегда оставалась в его сердце – даже когда в 1994 году он передал большую часть обязанностей другому художнику. Последними играми серии, над которыми Ёситака Амано работал более углублённо, были мультиплеерные Final Fantasy XI и XIV — художник разрабатывал для них карту мира. Но именно его графика и дизайн персонажей, основанный на эклектичном подходе, сделали серию игр настоящим шедевром.
После завершения работы над «Последней фантазией», в 200-х годах Амано вернулся к книжной иллюстрации, адаптировал «Волшебную флейту» Моцарта в формат видеоигр, нарисовал обложку и иллюстрации для книги Нила Геймана Sandman: The Dream Hunters.
Сейчас ему семьдесят один год. Амано часто говорил в интервью, что главное для него – не прекращать рисовать. Не важно, что – далекие миры, выдуманных персонажей, кадры для мультфильмов или обложки для музыкальных альбомов японских рок-музыкантов. Ведь он выбрал эту дорогу еще в детстве – и ни на миг с нее не сворачивал.
Текст: Софья Егорова.